Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Сам. работа | 48 | 48 | 21 | 21 | 69 | 69 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» являются: формирование базовых представлений о мировых тенденциях цивилизационного развития, актуальных глобальных проблемах человечества и России и предлагаемых путях их решения, представлений об основных дискуссионных темах, обсуждаемых среди специалистов, общественных и культурных деятелей, формирование умения адекватно оценивать связанные с данными глобальными проблемами явления общественной жизни страны и мира и представлять их в средствах массовой информации. Задачами изучения данной дисциплины являются: - ознакомление учащихся с основными проблемами современного этапа цивилизационного развития, наиболее важными и дискуссионными аспектами процесса глобализации, кардинально меняющего облик современного мира; - выявление многоуровневости большинства социальных проблем (от глобального до локального уровня) и квалифицированного представления их в журналистских материалах; - раскрытие профессионально-этической ответственности журналиста, обращающегося к данной тематике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций; основные тенденции развития сферы массмедиа и роль СМИ в решении глобальных проблем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить, выделять и анализировать наиболее актуальные темы, отражающие динамику процессов общественной жизни; адекватно представлять данные темы в своей профессиональной деятельности; выявлять и оценивать основные тенденции в развитии сферы медиа в России и в мире |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа форм социальной сферы, различными методами сбора информации, ее проверки и анализа; навыками применения инновационных практик в сфере массмедиа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность и основные аспекты глобализации | ||||||
1.1. | Исторические предпосылки и сущность глобализации. Различные взгляды на проблемы глобализации. Идеология глобализации | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Найти сайт одной из известных антиглобалистских организаций/ одного из известных движений за мир, а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: • Краткую историю создания • Основные направления деятельности • Главные результаты • Общественные мнения по поводу ее деятельности | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Технологический фундамент процесса глобализации. Экономический аспект глобализации , ТНК. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Найти сайт одной из ТНК, а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: •1 Краткую историю создания ТНК •2 Основные направления деятельности •3 Социальные и благотворительные программы (если имеются) •4 Освещение в СМИ | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Геополитический аспект глобализации. Основные теоретические разработки в данной сфере | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Подготовить доклад об идеологии и практике мондиализма: • выявить различные трактовки этого понятия (положительные и критические) • привести примеры деятельности мондиалистских организаций дать собственные оценки. | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.7. | Евразийство как развитие «русской идеи» и первая российская геополитическая школа | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.8. | Посмотреть (на выбор) видеоматериал, посвященный классическому и современному евразийству. Подготовить краткую рецензию на материал, осветив вопросы: Каков главный тезис авторов? С чем вы согласны и с чем не согласны? (аргументировать) | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Формы и акторы глобального управления. Необходимость глобального управления, его основные модели, их обоснование .Течение антиглобализма | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Глобализационные процессы в сфере медиакоммуникаций. СМИ как актор мировой геополитики | Лекции | 7 | 2 | ||
1.11. | Подготовить доклад об одной из международных евразийских организаций (ШОС, БРИКС и пр.): • краткая история создания, • цели, • результаты работы, • отзывы экспертов (аналитические статьи) | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.12. | Найти сайт одной из известных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Гринпис и аналогичные) а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: • Краткую историю создания • Основные направления деятельности • Главные результаты • Общественные мнения по поводу ее деятельности • Освещение в СМИ | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.13. | Изучить работу К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), ответив на вопросы: • Что дает автору основания рассматривать проблемы современной цивилизации и культуры с позиций естественника? • Какие основные «грехи» современной цивилизации он выделяет? • Какие ложные интерпретации понятия равенства людей выделяет Лоренц? К чему они, по его мнению, ведут общество? • Как Лоренц разделяет понятия радости и удовольствия? К чему ведет современный неогедонизм? • Охарактеризуйте с позиций Лоренца установки, моделируемые современной рекламой. | Сам. работа | 7 | 26 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Изучить работу Ж. Аттали «Линии горизонта» и статью- рецензию на данную книгу Ж. Левалуа «Сочти число зверя» (см. на сайте электронного курса). Провести сравнительный анализ книги и рецензии, написать на этом основании собственную статью-рецензию. | Сам. работа | 7 | 22 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Основные глобальные проблемы современности и пути их решения | ||||||
2.1. | Проблемы войны и гонки вооружений. Экологический кризис | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Изучить интервью с Дж. Греем «Гуманизм — это суеверие», представленную в электронном курсе. Подготовить доклад- рецензию, осветив вопросы: •1 Каковы основные идеи автора? Как он их аргументирует? •2 Согласны ли вы с его доводами? Если нет, то какие возражения можно было бы ему привести? | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Информационно-коммуникационная революция | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | а) Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную одной из глобальных проблем. Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: • полнота раскрытия темы; • логика изложения; • приемы и методы аргументации, • язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального рейтинга. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.5. | Проблемы межкультурного взаимодействия | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Подготовить доклад/презентацию по проблеме, связанной с этнонациональными конфликтами (включая проблемы миграции) и попытками их решения на международном уровне. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
2.7. | Процессы в современной культуре. Проблемы образования | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Подготовить доклад/презентацию одной из природосберегающих/ресурсосберегающих технологий. Осветить следующие вопросы: Появление и этапы развития данной технологии Применение в Алтайском крае Освещение в СМИ | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Проблемы бедности, их связь с господствующей экономической моделью. Угрозы, связанные с бесконтрольным развитием технологий | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.10. | Посмотреть фильм «История вещей (общество потребления)» . Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: Каковы главные идеи авторов фильма? С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Представление глобальных проблем мира и страны в средствах массовой информации. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.12. | Изучить юбилейный (2015 г.) доклад Римского клуба. Подготовить сообщение-обзор, выявив основные идеи доклада. Дать свои оценки. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.13. | 3. Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: • общая характеристика данного направления; • цели и задачи; • место в современной экономике и производстве; • вклад в природо-/ресурсосбережение; • тенденции развития. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.14. | 4. Написать эссе на тему: "Бедность как глобальная и локальная проблема: роль СМИ в ее решении" | Сам. работа | 8 | 11 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова, И. | Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Фотиева, Ирина Валерьевна | Актуальные проблемы науки и журналистики : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Мандель, Б.Р. | Некоторые актуальные проблемы современной науки : : учебное пособие | М. : Директ-Медиа, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитина, Н.Д. | Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности: | М. : Лаборатория книги, 2012 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853 |
Л2.2 | Чистяков, Е.Л. | Глобальные проблемы в средствах массовой информации : | М. : Лаборатория книги, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Лазутина Г. В. | Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ | polpred.com | ||
Э2 | Журнал «Журналист» | www.journalist-virt.ru | ||
Э3 | Научная библиотека МГУ | www.nbmgu.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Операционная система Microsoft Windows 7 2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на различные подходы к понятию глобализации и на связь основных проблем современности с глобализационными процессами. Изучая вторую часть курса, необходимо прежде всего усвоить тесную взаимосвязь всех глобальных проблем. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом тех или иных акторов глобального управления (ТНК, крупнейших межправительственных и общественных структур и организаций) следует делать акцент на их место и роль в современном обществе. В частности, не ограничиваться, например, констатацией благотворительных акций той или иной ТНК, а попытаться дать оценку общего социального вклада: насколько общая политики ТНК и производимый продукт содействуют роста благосостояния общества. И, наконец, следует обратить внимание, что все задания должны сопровождаться медиа-иллюстрациями рассматриваемой темы (примерами статей, ТВ-передач, ЖЖ и блогов, обсуждений в соцсетях и пр.) Самостоятельная работа. В данном курсе они нацелены на углубление общих представлений о текущем состоянии глобализованного мира; о позитивных и негативных трендах современной цивилизации. Поэтому указанные источники следует изучать очень детально, не ограничиваясь предложенными опорными вопросами, но формулируя собственные вопросы и отвечая на них. Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности. Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает, как минимум, хорошее знание материала, даваемого на лекциях, как максимум – знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к экзамену еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях. |