МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Право социального обеспечения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_01_Право_9кл_2_2019
Часов по учебному плану 168
в том числе:
аудиторные занятия 110
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 96 114 96
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 14 14 24 24 46 46
Практические 12 12 18 18 34 34 64 64
Сам. работа 10 10 15 15 33 33 58 58
Итого 30 30 47 47 91 91 168 168

Программу составил(и):
преподователь, первая категория, Нечаев Максим Игоревич

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доц., Прасолова Инна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Право социального обеспечения

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 508

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 21.06.2019 г. № 03
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий отделением
канд. искусствоведения Комарова Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов практических навыков применения законодательства в сфере социального обеспечения.
Приобретение студентами теоретических знаний по применению вопросов в области социального обеспечения.
Формирование у студентов знаний в сфере социального значения и умение применять их в профессиональной деятельности.
Изучение основных проблем в области социального обеспечения.
Развитие у студентов теоретических и практических навыков в области социального обеспечения

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7: Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9: Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11: Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12: Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1: Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2: Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3: Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4: Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные техноло
ПК 1.5: Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6: Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
понятие и виды страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
структуру страховых пенсий;
понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
государственные стандарты социального обслуживания;
порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
компьютерные программы по назначению пенсий, пособий и других социальных выплат;
способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;
принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
определять право, размер и сроки назначения страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
формировать пенсионные (выплатные) дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
составлять проекты ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы;
пользоваться компьютерными программами для назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
составлять проекты решений об отказе в установлении пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячной денежной выплаты и других социальных выплат, в предоставлении услуг, выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал, используя информационные справочно-правовые системы;
осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;
пользования компьютерными программами для назначения пенсий, пособий и других социальных выплат;
определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсии на другой, индексацию трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского(семейного) капитала и других социальных выплат;
определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения о праве социального обеспечения
1.1. Предмет, метод, система права социального обеспечения. Лекции 3 2 ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет, метод, система права социального обеспечения. Устный опрос по теме. Практические 3 4 ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Выполнение теста. Сам. работа 3 4 ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. Источники и принципы права социального обеспечения
2.1. Понятие и виды источников права социального обеспечения. Понятие и виды принципов социального обеспечения. Лекции 3 2 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие и виды источников права социального обеспечения.Решение задач по теме. Практические 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Выполнение домашней работы по теме. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Лекции 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Устный опрос по теме Практические 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Решение задач по теме. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.2
2.7. Выполнение теста. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Пенсии,пособия в праве социального обеспечения
3.1. Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий. Лекции 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий. Устный опрос по теме. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Решение задач по теме. Сам. работа 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Страховая пенсия по старости. Досрочные пенсии по старосоти. Лекции 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Страховая пенсия по старости. Досрочные пенсии по старости. Устный опрос по теме. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Решение задач по теме. Сам. работа 4 3 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца Лекции 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Устный опрос. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Решение задач по теме. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Понятие пособий по временной нетрудоспособности.Понятие пособий по безработице.Понятие и виды государственных пособий гражданам имеющим детей Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Понятие пособий по временной нетрудоспособности. Понятие пособий по безработице.Понятие и виды государственных пособий гражданам имеющим детей. Устный опрос по теме. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Решение задач по теме. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Интерактивная форма проведения в виде деловой игры. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Решение задач по теме. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Решение задач по теме. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Понятие пенсии за выслугу лет, условия.Отличие от страховой по старости.Понятие и виды социальной пенсии. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Понятие пенсии за выслугу лет, условия.Отличие от страховой по старости.Понятие и виды социальной пенсии. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Понятие и виды государственных пособий гражданам пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.Понятие и виды пенсий гражданам пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Понятие и виды государственных пособий гражданам пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.Понятие и виды пенсий гражданам пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.Устный опрос по теме. Практические 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.20. Решение задач по теме. Сам. работа 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Интерактивная форма проведения в виде разбора конкретных жизненых обстоятельств. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Обязательное и добровольное медецинское страхование
4.1. Понятие ОМС И ДМС:понятие и отличие Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Интерактивная форма проведения в виде разбора жизненых ситуаций. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Решение задач по теме. Сам. работа 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Социальное обслуживание
5.1. Понятие и виды социального обслуживания Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Понятие и виды социального обслуживания. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Решение задач по теме. Сам. работа 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Социальные услуги. Медецинская помощь и лечение.
6.1. Понятие и виды социальных услуг. Право на охрану здоровья.Система медицинской помощи.Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Виды медицинской помощи. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Понятие и виды социальных услуг. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Право на охрану здоровья.Система медицинской помощи. Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Виды медицинской помощи. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Выполнение теста. Сам. работа 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Социальная помошь инвалидам
7.1. Понятие и виды социальной помощи инвалидам. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Интерактивная форма проведения в виде разбора конкретных жизненных обстоятельств. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Решение задач. Сам. работа 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Страховое обеспечение граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
8.1. Понятие и виды страхового обеспечения граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Интерактивная форма проведения в виде деловой игры. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Решение задач. Сам. работа 5 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Социальная подержка населения
9.1. Общие положения о социальной поддержке. Виды социальной поддержки. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Общие положения о социальной поддержке. Виды социальной поддержки. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.3. Решение задач. Сам. работа 5 3 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Назначение и перерасчет пенсий. Выплата и доставка пенсии. Приостановление и возобновление выплаты пенсии. Прекращение и восстановление выплаты пенсии.
10.1. Выплата и доставка пенсии. Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.Перерасчет размера пенсии. Приостановление и возобновление выплаты пенсии. Прекращение и восстановление выплаты пенсии. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.2. Порядок обращения за пенсией. Назначение пенсии. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.3. Решение задач. Сам. работа 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.4. Выплата и доставка пенсии. Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.Перерасчет размера пенсии.Приостановление и возобновление выплаты пенсии.Прекращение и восстановление выплаты пенсии. Устный опрос по теме Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Социальные льготы
11.1. Понятие социальных льгот. Виды социальных льгот.Основные категории граждан, имеющих право на социальные льготы. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.2. Понятие социальных льгот.Виды социальных льгот.Основные категории граждан, имеющих право на социальные льготы.Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.3. Решение задач. Сам. работа 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Международное право социального обеспечения.
12.1. Общая характеристика международного права социального обеспечения. Международные стандарты в области социального обеспечения. Гармонизация международно-правового регулирования социального обеспечения путем разработки общих принципов и норм социальной политики. Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.2. Общая характеристика международного права социального обеспечения. Международные стандарты в области социального обеспечения. Гармонизация международно-правового регулирования социального обеспечения путем разработки общих принципов и норм социальной политики. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.3. Решение задач. Сам. работа 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. Кодекс социального обеспечения
13.1. Общие положения о кодексе Лекции 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
13.2. Общие положения о кодексе. Выполнение докладов по теме. Практические 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
13.3. Подготовка к экзамену. Сам. работа 5 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачульская Е.Е. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://biblio-online.ru/book/E70C0D84-0CD2-4D4D-9BC3-82E140A27077
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://biblio-online.ru/book/9BA7709A-1885-44F7-AE92-BAAACCB70125
Л2.2 Главный редактор: Воронин Ю.В. Социальное и пенсионное право: научно-практическое и информационное издание ИГ "Юрист", 2021 http://lawinfo.ru/catalog/magazines/socialnoe-i-pensionnoe-pravo/
Л2.3 учредители: РАН, Ин-т государства и права РАН Государство и право: научный журнал М. - Наука., 2021 https://www.elibrary.ru/contents.asp?titleid=7774
Л2.4 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации: официальное издание Юрид лит., 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Э3 Право социального обеспечения https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4717
Э4 Курсовые работы Право социального обеспечения https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5309
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации учебной дисциплины МДК 02.01 Праово социального обеспечения используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций.