Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Политическое управление и PR |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_ПУ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Избирательные системы России и Регионов" является подготовка магистрантов к инстититуциональному и правовому моделированию избирательных систем на основе системных знаний о правовых основах института выборов, избирательного процесса и избирательных систем в современном политическом процессе, особенностях избирательных систем РФ на федеральном, региональном и местном уровнях, что должно способствовать самостоятельному анализу политико-правовых явлений и процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-8 | способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом |
ПК-7 | способностью к проведению научных дискуссий по актуальным проблемам современной политической науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные переменные и модели избирательных систем в современном политическом процессе, особенности избирательных систем в РФ на федеральном, региональном и местном уровнях, основы и условия проведения избирательных кампаний, использования избирательных технологий в рамках различных моделей избирательных систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать теоретические знания и правовые источники для оценки и сравнения различных моделей избирательных систем, условий реализации стадий избирательного процесса, умеет проектировать работы по организации и проведению избирательной кампании в рамках различных моделей избирательных систем, анализировать электоральные данные в моделях пропорционального, мажоритарного и смешанного голосования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками проведения научных дисскуссий по актуальным проблемам нормативно-правового моделирования избирательной системы, методами анализа избирательных кампаний и избирательных технологий в их зависимости от закрепленной модели избирательной системы, навыками обработки и анализа электоральной информации в различных моделях пропорционального, мажоритарного и смешанного голосования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Виды и модели современных избирательных систем | ||||||
1.1. | Принципы и критерии (переменные) современных моделей избирательных систем. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Принципы и критерии (переменные) современных моделей избирательных систем. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Анализ теории и практики применения моделей пропорциональной избирательной системы: особенности «закрытых списков», «закрытых списков с обязательным делением на региональные группы» и «открытых списков». | Практические | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Анализ теории и практики применения моделей мажоритарной избирательной системы: особенности «абсолютного» и «относительного» большинства. Сравнительный анализ мажоритарных выборов в регионах РФ. | Практические | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Анализ теории и практики применения моделей мажоритарной избирательной системы: особенности «абсолютного» и «относительного» большинства. Сравнительный анализ мажоритарных выборов в регионах РФ. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Модели преференцированного (предпочтительного/рейтингового) голосования. | Практические | 2 | 2 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Модели преференцированного (предпочтительного/рейтингового) голосования. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Характеристики и сравнительный анализ «персонализированной смешанной системы» и системы «панаширования». Практика простого сочетания различных моделей избирательных систем. | Практические | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Характеристики и сравнительный анализ «персонализированной смешанной системы» и системы «панаширования». Практика простого сочетания различных моделей избирательных систем. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Региональные избирательные системы. Особенности избирательной системы АК. | Практические | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Региональные избирательные системы. Особенности избирательной системы АК. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.О. Лучин; В.Н. Беленовский ; Т.М. Пряхина ; Н.Д. Эриашвили ; М.В. Максютин. | Избирательное право России.: Учебник/ - 2-е изд., перераб. и доп. | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Захаров И.В. | Избирательное право Российской Федерации: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О.В. Ахрамеева; И.Ф. Дедюхина ; О.В. Жданова ; Н.В. Мирошниченко ; Д.С. Токмаков. | Избирательное право : Учебное пособие | Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Цаплин М.К. | Избирательные системы: "плюсы" и "минусы" различных видов: | Москва : Лаборатория книги, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru; | |||
Э2 | сайт Правительства РФ // http://www.government.ru/; | |||
Э3 | сайт Центральной избирательной комиссии РФ // http://www.cikrf.ru/; | |||
Э4 | сайт Администрации Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/; | |||
Э5 | Информационно-правовые системы: «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/), «Гарант» (http://www.garant.ru/), «Кодекс» (http://www.kodeks.ru/). | |||
Э6 | ЦИК РФ | www.cikrf.ru/ | ||
Э7 | Избирательная комиссия Алтайского края | www.altai-terr.izbirkom.ru | ||
Э8 | Авторский курс в Moodle "Избирательные системы России и регионов" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Избирательные системы России и Регионов» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о теории и практике нормативного закрепления различных моделей избирательных систем, видов основных переменных и возможности их сочетания в рамках одной модели, раскрываются основные характеристики современных избирательных систем России и регионов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Избирательные системы России и Регионов» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению особенностей избирательных систем в РФ на федеральном, региональном и местном уровнях, основы и условия проведения избирательных кампаний в современных условиях. При их изучении студенты должны усвоить правовые основы института выборов, избирательного процесса и избирательных систем в современном политическом процессе. По результатам изучения студенты должны научиться навыками нормативно-правового моделирования избирательной системы и стадий избирательного процесса, обработки электоральных данных и анализа электоральной информации. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |