МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность эксплуатации биотехнологических установок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Безопасность эксплуатации биотехнологических установок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с основными положениями безопасности эксплуатации установок для биотехнологических производств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК-11 готовностью использовать современные информационные технологии в своей профессиональной области, в том числе базы данных и пакеты прикладных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему государственного регулирования промышленной безопасности области производств;
требования к техническим устройствам, подлежащих сертификации;
порядок экспертизы биотехнологических производств;
порядок расследования причин аварий и инцидентов -порядок регулирования страхования, связанного с производственной деятельностью;
порядок подготовки и аттестации работников на биотехнологическом производстве;
особенности обеспечения безопасности на биотехнологическом производстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять аварийную ситуацию;
разрабатывать декларацию безопасности и проводить её экспертизу, оценивать риск на конкретном объекте;
разрабатывать систему управления безопасностью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения сертификации технических устройств;
расследования причины аварий и инцидентов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обоснование применяемости положений промышленности безопасности к биотехнологическому производству
1.1. Система государственного регулирования промышленной безопасности на биотехнологическом производстве Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Технические регламенты по промышленной безопасности, система стандартов по охране труда Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Составление схемы содержания ФЗ. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Конспектирование материала по российскому законодательству в области промышленной безопасности и охраны труда Сам. работа 6 6 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.2
1.5. Организация производственного контроля при эксплуатации установок для биотехнологического производства Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.6. Система управления охраной труда на биотехнологическом предприятии Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.2
1.7. Разработка основных принципов. Положения о производственном контроле за соблюдением требований безопасности при эксплуатации установок для биотехнологических производств Сам. работа 6 9 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.8. Разработка мероприятий по снижению риска Сам. работа 6 10 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.9. Лицензирование отдельных видов деятельности в области безопасности на биотехнологическом производстве Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.10. Составление перечня представляемых документов на получение лицензии на отдельные виды работ Практические 6 4 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.11. Сертификация технических устройств, применяемых на биотехнологическом производстве Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.12. Определение порядка проведения сертификации Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.13. Регистрация опасных производственных объектов Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.14. Регистрация опасных производственных объектов Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.15. Расследование аварий и инцидентов Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
1.16. Порядок составления схемы расследования аварий и инцидентов Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Безопасность эксплуатации установок для биотехнологического производства
2.1. Экспертиза безопасности эксплуатации установок для биотехнологического производства Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1
2.2. Порядок проведения экспертизы Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка и аттестация работников организаций, осуществляющих деятельность в области безопасности установок для биотехнологического производства Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовка и аттестация работников организаций, осуществляющих деятельность в области безопасности установок для биотехнологического производства Практические 6 2 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза безопасности эксплуатации установок для биотехнологического производства Сам. работа 6 20 ОПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.6. Экзамен 6 27 ОПК-6, ПК-11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Я. Борщев, Г.С. Кормильцин, М.А. Промотов, А.С. Тимонин Основы безопасной эксплуатации технологического оборудования химических производств : Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», - 188 с., 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.И. Васильев, Л.Н. Горбунова Основы промышленной безопасности : учебное пособие : в 2-х ч. : Красноярск : Сибирский федеральный университет - Ч. 1. - 502 с, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Ю.М. Бурашников, А.С. Максимов, В.Н. Сысоев. Производственная безопасность на предприятиях пищевых производств : учебник : Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» - 520 с., 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 448 с. e.lanbook.com
Э2 Основы безопасной эксплуатации технологического оборудования химических производств / В.Я. Борщев, Г.С. Кормильцин, М.А. Промотов, А.С. Тимонин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 188 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278002
Э3 Григорьев, Е.И. Практикум по общей химической технологии полимеров : учебное пособие / Е.И. Григорьев, Е.Н. Черезова, С.Р. Егорова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2011. - Ч. 1. - 136 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258776
Э4 Химическая технология органических веществ : учебное пособие / Т.Н. Качалова, Ф.Р. Гариева, В.И. Гаврилов, С.А. Бочкова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2008. - 139 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258996
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.