Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | ознакомить студентов с основными положениями безопасности эксплуатации установок для биотехнологических производств |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-6 | владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ПК-11 | готовностью использовать современные информационные технологии в своей профессиональной области, в том числе базы данных и пакеты прикладных программ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему государственного регулирования промышленной безопасности области производств; требования к техническим устройствам, подлежащих сертификации; порядок экспертизы биотехнологических производств; порядок расследования причин аварий и инцидентов -порядок регулирования страхования, связанного с производственной деятельностью; порядок подготовки и аттестации работников на биотехнологическом производстве; особенности обеспечения безопасности на биотехнологическом производстве. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять аварийную ситуацию; разрабатывать декларацию безопасности и проводить её экспертизу, оценивать риск на конкретном объекте; разрабатывать систему управления безопасностью. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | проведения сертификации технических устройств; расследования причины аварий и инцидентов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Обоснование применяемости положений промышленности безопасности к биотехнологическому производству | ||||||
1.1. | Система государственного регулирования промышленной безопасности на биотехнологическом производстве | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Технические регламенты по промышленной безопасности, система стандартов по охране труда | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Составление схемы содержания ФЗ. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Конспектирование материала по российскому законодательству в области промышленной безопасности и охраны труда | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Организация производственного контроля при эксплуатации установок для биотехнологического производства | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.6. | Система управления охраной труда на биотехнологическом предприятии | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Разработка основных принципов. Положения о производственном контроле за соблюдением требований безопасности при эксплуатации установок для биотехнологических производств | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.8. | Разработка мероприятий по снижению риска | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.9. | Лицензирование отдельных видов деятельности в области безопасности на биотехнологическом производстве | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Составление перечня представляемых документов на получение лицензии на отдельные виды работ | Практические | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.11. | Сертификация технических устройств, применяемых на биотехнологическом производстве | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Определение порядка проведения сертификации | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.13. | Регистрация опасных производственных объектов | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Регистрация опасных производственных объектов | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.15. | Расследование аварий и инцидентов | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
1.16. | Порядок составления схемы расследования аварий и инцидентов | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Безопасность эксплуатации установок для биотехнологического производства | ||||||
2.1. | Экспертиза безопасности эксплуатации установок для биотехнологического производства | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1 |
2.2. | Порядок проведения экспертизы | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Подготовка и аттестация работников организаций, осуществляющих деятельность в области безопасности установок для биотехнологического производства | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Подготовка и аттестация работников организаций, осуществляющих деятельность в области безопасности установок для биотехнологического производства | Практические | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Экспертиза безопасности эксплуатации установок для биотехнологического производства | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-6, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Экзамен | 6 | 27 | ОПК-6, ПК-11 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.Я. Борщев, Г.С. Кормильцин, М.А. Промотов, А.С. Тимонин | Основы безопасной эксплуатации технологического оборудования химических производств : | Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», - 188 с., 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С.И. Васильев, Л.Н. Горбунова | Основы промышленной безопасности : учебное пособие : в 2-х ч. : | Красноярск : Сибирский федеральный университет - Ч. 1. - 502 с, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Ю.М. Бурашников, А.С. Максимов, В.Н. Сысоев. | Производственная безопасность на предприятиях пищевых производств : учебник : | Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» - 520 с., 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 448 с. | e.lanbook.com | ||
Э2 | Основы безопасной эксплуатации технологического оборудования химических производств / В.Я. Борщев, Г.С. Кормильцин, М.А. Промотов, А.С. Тимонин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 188 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278002 | ||
Э3 | Григорьев, Е.И. Практикум по общей химической технологии полимеров : учебное пособие / Е.И. Григорьев, Е.Н. Черезова, С.Р. Егорова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2011. - Ч. 1. - 136 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258776 | ||
Э4 | Химическая технология органических веществ : учебное пособие / Т.Н. Качалова, Ф.Р. Гариева, В.И. Гаврилов, С.А. Бочкова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2008. - 139 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258996 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |