МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сервисные технологии в индустрии развлечений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тяпкина О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Сервисные технологии в индустрии развлечений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные направления деятельности и технологии, применяемые в сфере досуга и развлечений как совокупности предприятий, услуг и людей, оказывающих данные услуги и уметь применять их в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности
ПК-11 готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные психологические характеристики индивида, лично-сти, субъекта деятельности, инди-видуальности;
особенности использования современных коммуникационных средств в развитии индустрии развлечений;
общие и особенные черты особенности потребителей инду-стрии досуга с учетом националь-но-региональных и демографических факторов;
классификацию и типологию услуг в индустрии развлечений;
понятие и специфику «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности; основные компоненты оценки качества услуг.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные теоретические знания при органи-зации контактной зоны предприя-тия индустрии развлечений и при работе в ней;
классифицировать потребителей по различным группам с учетом различных;
составить психологический «портрет» потребителя и выявить целевые группы в зависимости от вида развлекательной деятельности;
оценивать возможности пред-приятий сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа направлений и проблем взаимодействия предприятий социально-культурного сервиса и его клиентов;
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации, необходи-мой для учебной и научной дея-тельности
навыками проведения со-циологических исследований в данной сфере и использования результатов в научной деятельности;
способностью ориентироваться в изменяющихся условиях рынка и спроса потребителей с учетом со-циальной политики государства;
методами (опрос, разъяснение, предложение) и согласительными формами взаимодействия с клиентами (консультация, компромисс, переговоры)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Досуг и развлечения в обществе массового потребления. Основы индустрии досуга и развлечений.
1.1. Введение в дисциплину Лекции 8 4 Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Соотношение понятий «отдхых», «досуг», «игра» и «развлечение» Лекции 8 4 Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Характеристика основных понятий: свободное время, отдых, досуг, развлечение и их соотношение Практические 8 4 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.4. Основные понятия дисциплины: свободное время, отдых, досуг, развлечение и их соотношение Сам. работа 8 8 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.5. Возникновение массовой культуры и формирование общества потребления: причины появления, содержание, перспективы развития Практические 8 4 Л2.5, Л1.3, Л2.1
1.6. Виды и функции массовой культуры. Основные сферы проявления массовой культуры Сам. работа 8 8 Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Досуг и развлечения как культурно-историческое явление Лекции 8 2 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.8. Виды и формы досуга в мировой истории. Сам. работа 8 4 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.9. Формы досуга в русской истории Сам. работа 8 4 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.10. Досуг в обществе массового потребления. Становление «цивилизации досуга» и ее характерные черты Лекции 8 2 Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.1
1.11. Свободное время и досуг в жизни русского человека: история и современность Практические 8 2 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.12. Портрет современного российского потребителя разлвекательных услуг Сам. работа 8 6 Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Индустрия досуга и развлечений: современное состояние и перспективы развития Лекции 8 2 Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Современное состояние индустрии досуга и развлечений, ее структура и факторы, влияющие на ее развитие Практические 8 2 Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Торгово-развлекательные центры как сектор индустрии развлечений Практические 8 2 Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.16. Шопинг как вид развлечения. Крупнейшие торговые центры мира Сам. работа 8 8 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.17. Игра как явление культуры и социальное поведение. Играизация современного мира Лекции 8 2 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.18. Тематические парки как крупнейший объект мировой индустрии развлечений Практические 8 2 Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.19. Использование Интернет-технологий в индустрии развлечений Сам. работа 8 6 Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.1
1.20. Место праздника в структуре досуга Практические 8 2 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Особенности организации праздничных программ: массовые, корпоративные, детские Практические 8 2 Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Технологии подготовки праздничной программы для молодежи Сам. работа 8 8 Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Роль эмоций в развитии индустрии досуга и развлечений Лекции 8 2 Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.1
1.24. Популярные спортивные центры мира виды спорта Сам. работа 8 8 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.25. Ивент-индустрия: понятие и сущностm Лекции 8 2 Л2.5, Л1.2, Л2.1
1.26. Специальные мероприяти: понятие, сущность , классификация Сам. работа 8 8 Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятий «отдых», «свободное время», «досуг», «рекреация».
2. Основные подходы к определению понятия «досуг».
3. Цели, мотивы, функции досуга.
4. Разновидности досуга.
5. Особенности развлечения как формы эмотивного поведения.
6. Развлечение, отвлечение, увлечение, страсть: границы понятий.
7. Основные подходы к сущности понятия «игра». Признаки игры в концепции Й. Хей-зинги.
8. Сферы проявления игрового поведения современного человека.
9. Зарождение праздника как элемента культуры и его функции. Теории возникновения праздника.
10. Феномен праздника в современной массовой культуре.
11. Современные праздники в России и их место в системе досуга.
12. Досуг и развлечение как историко-культурная проблема. Развлечение как явление го-родской культуры.
13. Формы жизнедеятельности и виды занятий в первобытном обществе.
14. Отношение к труду и отдыху в Античности и Средневековье.
15. Особенности досуга в античности и Средние века.
16. Взаимоотношение труда и отдыха в протестантской этике и ее влияние на развитие буржуазного общества.
17. Новое время и качественное изменение в проведении досуга.
18. Формирование постиндустриального общества и его характерные черты.
19. Общество потребления в «цивилизации досуга» и его особенности.
20. Досуг и развлечения русских людей в древности и Средние века (X – XVII вв.)
21. Петровские преобразования в сфере досуга.
22. Основные формы досуга в России в XIX – начале XX вв.
23. Свободное время и досуг советского человека.
24. Основные черты современного «общества потребления» и особенности его формиро-вания в России.
25. Виды и функции массовой культуры. Роль досуга в обществе массового потребления.
26. Классификация основных видов развлечений.
27. Виды предприятий индустрии развлечений и характеристика объектов развлекатель-ной инфраструктуры.
28. Технологии управления потребительским поведением.
29. Тема «праздника» как лейтмотив современной индустрии развлечений.
30. Проникновение развлечений в глобальную сеть и его последствия.
31. Тематические парки: определение, история возникновения и современное состояние.
32. Корпорация У. Диснея – ведущий оператор тематических парков в мире. Феномен «диснеизации».
33. Современные тенденции развития отечественной парковой индустрии.
34. Подходы к классификации торговых центров и типы торговых центров по классифи-кации.
35. Взаимодействие индустрия оздоровительного досуга и индустрии развлечений: общее и особенное.
36. Роль СМИ в развитии массовой культуры и становления «общества потребления».
37. Коммерциализация СМИ и превращение их в сегмент индустрии развлечения. Значе-ние рекламы в развитии индустрии досуга.
38. Телевидение и кинематограф как мощный сегмент индустрии досуга и развлечений.
39. Основные тенденции мировой и отечественной индустрии развлечений.
40. Особенности российского рынка развлечений и перспективы его развития.
41. Понятие и виды аттракций и развлечений в туризме.
42. Организация и методы игровой деятельности в туризме.
43. Особенности анимационных технологий в туризме.
44. Крупнейшие развлекательные центры мирового туризма.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Свободное время и досуг в образе жизни: проблема организации и пути решения.
2. Развлечение, отвлечение и увлечение: границы понятий и их взаимосвязь.
3. Воздействие развлечений на духовный мир современного человека.
4. Развлечение как историко-культурная проблема.
5. Структура потребностей, направленность интересов личности в сфере досуга.
6. Понятие, сущность и функции праздника в традиционном и современном обществе.
7. «Праздник каждый день»: роль праздника в обществе потребления
8. Карнавальная культура: история и современность.
9. Протестантизм и изменение отношения к труду и отдыху.
10. «Show must go on»: современная зрелищная культура.
11. Время труда и отдыха в православной традиции.
12. Досуг и развлечения русских людей в древности и Средние века.
13. Петр I и коренные изменения в сфере досуга и быта.
14. Основные формы досуга в России в XIX – начале XX вв.
15. Специфика досуга современной молодежи.
16. Государственное регулирование различных видов досуга в России.
17. Меценатство, благотворительность и спонсорство в сфере культуры: зарубежный и отечественный опыт.
18. Роль семьи и рыночных отношений в удовлетворении потребностей городского и сельского населения.
19. Современный город как пространство праздника.
20. Специфика отдыха в развитых странах.
21. Проблема счастья в «цивилизации досуга».
22. Роль эмоций в индустрии досуга и развлечений.
23. Проникновение развлечений в глобальную сеть и его последствия.
24. Тематические парки мира: история возникновения и современное состояние.
25. Феномен «диснеизации».
26. Тематические парки США и Западной Европы: общее и особенное.
27. Роль парков в советской массовой культуре.
28. Торгово-развлекательные центры как сегмент индустрии досуга.
29. Спорт и индустрия развлечений: тенденция взаимопроникновения.
30. Коммерциализация СМИ и превращение их в сегмент индустрии развлечения.
31. Роль рекламы в индустрии развлечений.
32. Реалити - шоу – отражение реальности или жизнь «по законам жанра»?
33. «Главным из искусств для нас является кино…»: насколько актуален это лозунг сего-дня?
34. Особенности анимационных технологий в туризме.
35. Азартные игры – вид развлечения или незаконный бизнес?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каменец, А. В Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте : учебное пособие для магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 сост. Е.А. Сергодеева, М.Т. Асланова, Е.В. Сапрыкина Коммуникативные технологии в информационном обществе:: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал Москва, 2018 elibrary.ru
Л2.2 Андреева А.В.,. Жуковская Л.Н., Костылев С.В. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: : коллективная монография Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Челышева И.В. Использование игровых технологий в социально-культурной деятельности на материале медиакультуры: монография Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458619
Л2.4 Петрова, Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект : монография Институт философии РАН, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Сервис PLUS : научный журнал ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Сервисные технологии в индустрии развлечений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание данной дисциплины сопровождается большим количеством современной информации из различных источников: СМИ, Интернета, периодической печати, т.к. индустрия досуга и развлечений является динамично развивающимся сегментом мировой экономики. Особенностью преподавание может быть изучение различных кейсов из разных сфер индустрии досуга и развлечений, которые могут сопровождаться большим количеством иллюстративного материала.
Немаловажное значение занимает диалог с обучаемыми, высказывание ими своей точки зрения, обращение к их опыту, а также, возможно посещение некоторых объектов, индустрии досуга и развлечений в нашем городе.
На первом занятии преподаватель знакомит студентов с общей концепцией курса, с особенностями модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, с основными компетенциями, приобретаемыми студентами в ходе изучения дисциплины/
На первом занятии необходимо познакомить студентов с учебной литературой по дисциплине, познакомить с требованиями по реферативной работе. Поскольку курс состоит в основном из практических занятий, что является непривычным для студентов, обучавшихся по традиционной системе, представляется необходимым на двух лекциях наряду с представленияем концепции курса дать необходимую информацию организационного характера и объяснить, как лучше осуществлять изучение данной дисциплины.
В этом случае большое значение имеет составление плана подготовки, подбор литературы и методические указания по подготовке к занятиям. Большое внимание нами уделяется поиску информации с помощью глобальной сети, который позволяет сократить время на поиск материала и позволит всем ознакомиться с ним, т.к. далеко не вся литература имеется в университетской и городских библиотеках.
На практических занятиях используются в различных сочетаниях следующие методы обучения: устные выступления студентов, мини-дискуссии, игра.
За две недели студентам предоставляется список тем и вопросов для подготовки к экзамену. После каждого контрольного испытания на семинарских занятиях или консультациях обязательно анализируются результаты работы, принимаются апелляции студентов.