Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.01. Сервис |
Профиль | Социально-культурный сервис |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_01_С-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.
1.1. | Изучить основные направления деятельности и технологии, применяемые в сфере досуга и развлечений как совокупности предприятий, услуг и людей, оказывающих данные услуги и уметь применять их в профессиональной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности |
ПК-11 | готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные психологические характеристики индивида, лично-сти, субъекта деятельности, инди-видуальности; особенности использования современных коммуникационных средств в развитии индустрии развлечений; общие и особенные черты особенности потребителей инду-стрии досуга с учетом националь-но-региональных и демографических факторов; классификацию и типологию услуг в индустрии развлечений; понятие и специфику «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности; основные компоненты оценки качества услуг. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные теоретические знания при органи-зации контактной зоны предприя-тия индустрии развлечений и при работе в ней; классифицировать потребителей по различным группам с учетом различных; составить психологический «портрет» потребителя и выявить целевые группы в зависимости от вида развлекательной деятельности; оценивать возможности пред-приятий сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа направлений и проблем взаимодействия предприятий социально-культурного сервиса и его клиентов; навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации, необходи-мой для учебной и научной дея-тельности навыками проведения со-циологических исследований в данной сфере и использования результатов в научной деятельности; способностью ориентироваться в изменяющихся условиях рынка и спроса потребителей с учетом со-циальной политики государства; методами (опрос, разъяснение, предложение) и согласительными формами взаимодействия с клиентами (консультация, компромисс, переговоры) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Досуг и развлечения в обществе массового потребления. Основы индустрии досуга и развлечений. | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину | Лекции | 8 | 4 | Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Соотношение понятий «отдхых», «досуг», «игра» и «развлечение» | Лекции | 8 | 4 | Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.3. | Характеристика основных понятий: свободное время, отдых, досуг, развлечение и их соотношение | Практические | 8 | 4 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.4. | Основные понятия дисциплины: свободное время, отдых, досуг, развлечение и их соотношение | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.5. | Возникновение массовой культуры и формирование общества потребления: причины появления, содержание, перспективы развития | Практические | 8 | 4 | Л2.5, Л1.3, Л2.1 | |
1.6. | Виды и функции массовой культуры. Основные сферы проявления массовой культуры | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.7. | Досуг и развлечения как культурно-историческое явление | Лекции | 8 | 2 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.8. | Виды и формы досуга в мировой истории. | Сам. работа | 8 | 4 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.9. | Формы досуга в русской истории | Сам. работа | 8 | 4 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.10. | Досуг в обществе массового потребления. Становление «цивилизации досуга» и ее характерные черты | Лекции | 8 | 2 | Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.1 | |
1.11. | Свободное время и досуг в жизни русского человека: история и современность | Практические | 8 | 2 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.12. | Портрет современного российского потребителя разлвекательных услуг | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.13. | Индустрия досуга и развлечений: современное состояние и перспективы развития | Лекции | 8 | 2 | Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.14. | Современное состояние индустрии досуга и развлечений, ее структура и факторы, влияющие на ее развитие | Практические | 8 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.15. | Торгово-развлекательные центры как сектор индустрии развлечений | Практические | 8 | 2 | Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.16. | Шопинг как вид развлечения. Крупнейшие торговые центры мира | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.17. | Игра как явление культуры и социальное поведение. Играизация современного мира | Лекции | 8 | 2 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.18. | Тематические парки как крупнейший объект мировой индустрии развлечений | Практические | 8 | 2 | Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.19. | Использование Интернет-технологий в индустрии развлечений | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.1 | |
1.20. | Место праздника в структуре досуга | Практические | 8 | 2 | Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.21. | Особенности организации праздничных программ: массовые, корпоративные, детские | Практические | 8 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.22. | Технологии подготовки праздничной программы для молодежи | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.23. | Роль эмоций в развитии индустрии досуга и развлечений | Лекции | 8 | 2 | Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.1 | |
1.24. | Популярные спортивные центры мира виды спорта | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.25. | Ивент-индустрия: понятие и сущностm | Лекции | 8 | 2 | Л2.5, Л1.2, Л2.1 | |
1.26. | Специальные мероприяти: понятие, сущность , классификация | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятий «отдых», «свободное время», «досуг», «рекреация». 2. Основные подходы к определению понятия «досуг». 3. Цели, мотивы, функции досуга. 4. Разновидности досуга. 5. Особенности развлечения как формы эмотивного поведения. 6. Развлечение, отвлечение, увлечение, страсть: границы понятий. 7. Основные подходы к сущности понятия «игра». Признаки игры в концепции Й. Хей-зинги. 8. Сферы проявления игрового поведения современного человека. 9. Зарождение праздника как элемента культуры и его функции. Теории возникновения праздника. 10. Феномен праздника в современной массовой культуре. 11. Современные праздники в России и их место в системе досуга. 12. Досуг и развлечение как историко-культурная проблема. Развлечение как явление го-родской культуры. 13. Формы жизнедеятельности и виды занятий в первобытном обществе. 14. Отношение к труду и отдыху в Античности и Средневековье. 15. Особенности досуга в античности и Средние века. 16. Взаимоотношение труда и отдыха в протестантской этике и ее влияние на развитие буржуазного общества. 17. Новое время и качественное изменение в проведении досуга. 18. Формирование постиндустриального общества и его характерные черты. 19. Общество потребления в «цивилизации досуга» и его особенности. 20. Досуг и развлечения русских людей в древности и Средние века (X – XVII вв.) 21. Петровские преобразования в сфере досуга. 22. Основные формы досуга в России в XIX – начале XX вв. 23. Свободное время и досуг советского человека. 24. Основные черты современного «общества потребления» и особенности его формиро-вания в России. 25. Виды и функции массовой культуры. Роль досуга в обществе массового потребления. 26. Классификация основных видов развлечений. 27. Виды предприятий индустрии развлечений и характеристика объектов развлекатель-ной инфраструктуры. 28. Технологии управления потребительским поведением. 29. Тема «праздника» как лейтмотив современной индустрии развлечений. 30. Проникновение развлечений в глобальную сеть и его последствия. 31. Тематические парки: определение, история возникновения и современное состояние. 32. Корпорация У. Диснея – ведущий оператор тематических парков в мире. Феномен «диснеизации». 33. Современные тенденции развития отечественной парковой индустрии. 34. Подходы к классификации торговых центров и типы торговых центров по классифи-кации. 35. Взаимодействие индустрия оздоровительного досуга и индустрии развлечений: общее и особенное. 36. Роль СМИ в развитии массовой культуры и становления «общества потребления». 37. Коммерциализация СМИ и превращение их в сегмент индустрии развлечения. Значе-ние рекламы в развитии индустрии досуга. 38. Телевидение и кинематограф как мощный сегмент индустрии досуга и развлечений. 39. Основные тенденции мировой и отечественной индустрии развлечений. 40. Особенности российского рынка развлечений и перспективы его развития. 41. Понятие и виды аттракций и развлечений в туризме. 42. Организация и методы игровой деятельности в туризме. 43. Особенности анимационных технологий в туризме. 44. Крупнейшие развлекательные центры мирового туризма. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Свободное время и досуг в образе жизни: проблема организации и пути решения. 2. Развлечение, отвлечение и увлечение: границы понятий и их взаимосвязь. 3. Воздействие развлечений на духовный мир современного человека. 4. Развлечение как историко-культурная проблема. 5. Структура потребностей, направленность интересов личности в сфере досуга. 6. Понятие, сущность и функции праздника в традиционном и современном обществе. 7. «Праздник каждый день»: роль праздника в обществе потребления 8. Карнавальная культура: история и современность. 9. Протестантизм и изменение отношения к труду и отдыху. 10. «Show must go on»: современная зрелищная культура. 11. Время труда и отдыха в православной традиции. 12. Досуг и развлечения русских людей в древности и Средние века. 13. Петр I и коренные изменения в сфере досуга и быта. 14. Основные формы досуга в России в XIX – начале XX вв. 15. Специфика досуга современной молодежи. 16. Государственное регулирование различных видов досуга в России. 17. Меценатство, благотворительность и спонсорство в сфере культуры: зарубежный и отечественный опыт. 18. Роль семьи и рыночных отношений в удовлетворении потребностей городского и сельского населения. 19. Современный город как пространство праздника. 20. Специфика отдыха в развитых странах. 21. Проблема счастья в «цивилизации досуга». 22. Роль эмоций в индустрии досуга и развлечений. 23. Проникновение развлечений в глобальную сеть и его последствия. 24. Тематические парки мира: история возникновения и современное состояние. 25. Феномен «диснеизации». 26. Тематические парки США и Западной Европы: общее и особенное. 27. Роль парков в советской массовой культуре. 28. Торгово-развлекательные центры как сегмент индустрии досуга. 29. Спорт и индустрия развлечений: тенденция взаимопроникновения. 30. Коммерциализация СМИ и превращение их в сегмент индустрии развлечения. 31. Роль рекламы в индустрии развлечений. 32. Реалити - шоу – отражение реальности или жизнь «по законам жанра»? 33. «Главным из искусств для нас является кино…»: насколько актуален это лозунг сего-дня? 34. Особенности анимационных технологий в туризме. 35. Азартные игры – вид развлечения или незаконный бизнес? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каменец, А. В | Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Колодий, Н. А. | Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте : учебное пособие для магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | сост. Е.А. Сергодеева, М.Т. Асланова, Е.В. Сапрыкина | Коммуникативные технологии в информационном обществе:: | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал | Москва, 2018 | elibrary.ru | |
Л2.2 | Андреева А.В.,. Жуковская Л.Н., Костылев С.В. | Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: : коллективная монография | Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Челышева И.В. | Использование игровых технологий в социально-культурной деятельности на материале медиакультуры: монография | Директ-Медиа, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458619 |
Л2.4 | Петрова, Е.В. | Человек в информационной среде: социокультурный аспект : монография | Институт философии РАН, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Сервис PLUS : научный журнал | ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц | e.lanbook.com | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Сервисные технологии в индустрии развлечений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
501М | лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт. |
Преподавание данной дисциплины сопровождается большим количеством современной информации из различных источников: СМИ, Интернета, периодической печати, т.к. индустрия досуга и развлечений является динамично развивающимся сегментом мировой экономики. Особенностью преподавание может быть изучение различных кейсов из разных сфер индустрии досуга и развлечений, которые могут сопровождаться большим количеством иллюстративного материала. Немаловажное значение занимает диалог с обучаемыми, высказывание ими своей точки зрения, обращение к их опыту, а также, возможно посещение некоторых объектов, индустрии досуга и развлечений в нашем городе. На первом занятии преподаватель знакомит студентов с общей концепцией курса, с особенностями модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, с основными компетенциями, приобретаемыми студентами в ходе изучения дисциплины/ На первом занятии необходимо познакомить студентов с учебной литературой по дисциплине, познакомить с требованиями по реферативной работе. Поскольку курс состоит в основном из практических занятий, что является непривычным для студентов, обучавшихся по традиционной системе, представляется необходимым на двух лекциях наряду с представленияем концепции курса дать необходимую информацию организационного характера и объяснить, как лучше осуществлять изучение данной дисциплины. В этом случае большое значение имеет составление плана подготовки, подбор литературы и методические указания по подготовке к занятиям. Большое внимание нами уделяется поиску информации с помощью глобальной сети, который позволяет сократить время на поиск материала и позволит всем ознакомиться с ним, т.к. далеко не вся литература имеется в университетской и городских библиотеках. На практических занятиях используются в различных сочетаниях следующие методы обучения: устные выступления студентов, мини-дискуссии, игра. За две недели студентам предоставляется список тем и вопросов для подготовки к экзамену. После каждого контрольного испытания на семинарских занятиях или консультациях обязательно анализируются результаты работы, принимаются апелляции студентов. |