МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сервисные технологии в музейном деле

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Сервисные технологии в музейном деле

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы профессиональных знаний в области музейного сервиса, теоретических основ
и практических навыков работы в музеях различного профиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства
ПК-9 способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные ключевые термины и понятия музейного сервиса: музей,
музейный сервис, музейное дело, музейный предмет, экспозиция.
2. Этапы развития музейного сервиса в России и за рубежом.
3. Основы российского законодательства в сфере музейного сервиса
4. Основные направления музейного сервиса.
5. Международные и российские организации в сфере музейного сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Пользоваться понятийным аппаратом.
2. Характеризовать основные этапы в развитии музейного сервиса в
России.
3. Классифицировать музеи по профилям, типам.
4. Излагать и аргументировать собственную точку зрения.
5. Анализировать, оценивать, делать выводы по результатам своей
деятельности и работы в коллективе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Современными средствами поиска информации в сфере музейного
сервиса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы музейного предмета
1.1. Музейный предмет и его свойства Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
1.2. Классификация музеев Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.3. Просветительная работа музеев Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.4. Понятие экспозиционной работы. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.5. Понятие «музейная выставка». Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.6. Музейные издания. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
1.7. Музеи в системе внешкольного образования дореволюционной России. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 2. Музейное источниковедение
2.1. Музейное источниковедение Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
2.2. Музейная педагогика Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
2.3. Музейная коммуникация: теория, структура, процесс Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
2.4. Классификация форм музейно-педагогической деятельности. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
2.5. Понятие музейного оборудования, научно-вспомогательных материалов, их виды и характеристика. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
Раздел 3. История развития музеев в мире
3.1. История развития музеев в мире Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
3.2. Теоретические основы коммуникационного подхода. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
3.3. Управление музейным делом в Российской Федерации. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
3.4. Научное проектирование экспозиции. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 4. История развития музейного дела в России
4.1. История развития музейного дела в России Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
4.2. Музейный маркетинг Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
4.3. Информационные технологии в музейном деле Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
4.4. Понятие «музейный маркетинг». Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 5. Основные направления деятельности музеев
5.1. Основные направления деятельности музеев Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
5.2. Новые технологии музейного сервиса Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
5.3. Проблема музейного предмета Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
5.4. Основные классификации музеев. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
5.5. Музейное дело как информационный процесс. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 6. Научно-исследовательская работа музеев
6.1. Научно-исследовательская работа музеев Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
6.2. Определение источника в музейном сервисе. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
6.3. Периодизация развития музейного дела в мире. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
6.4. Формы культурно-образовательной деятельности. Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-9
Раздел 7. Музейная экспозиция
7.1. Музейная экспозиция Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
7.2. Периодизация развития музейного дела в России и ее специфика. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
7.3. Особенности развития музейной сети на современном этапе. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
7.4. Типы музейных коллекций Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
7.5. Хранение музейных фондов. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 8. Музейная выставка
8.1. Музейная выставка Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
8.2. Информационно-поисковые системы. П Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 9. Музейное оборудование
9.1. Музейное оборудование Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
9.2. Понятие основных направлений деятельности музеев. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
9.3. Типы и направления научных исследований в музейном сервисе. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
9.4. Международные организации и объединения в сфере музейного сервиса и охраны памятников Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Музейный предмет и коллекции: описание и основные
характеристики.
2. Музей как социокультурный институт в современном мире.
3. Функции музея и динамика их изменений.
4. Различные трактовки понятия «музей».
5. Виды музейной деятельности
6. Экспозиционная деятельность музеев. Концептуальный подход к
созданию экспозиции.
7. Собирательская и фондовая деятельность музеев.
8. Научно-исследовательская деятельность музеев.
9. Музейная коммуникация и основные методики работы с посетителями.
10.Классификация музеев по профилю и типам.
11. Информационная деятельность музеев.
12. Мультимедиа в современных музеях.
13.Художественные музеи.
14. Исторические музеи.
15. Природные музеи: традиционные и новые формы.
16.Частные музеи в России в первой половине XIX в. и их роль в
сохранении и популяризации историко-культурного наследия.
17. Музеи под открытым небом. История возникновения и специфика
музейной концепции.
18.Характеристика тверских музеев.
19.Становление отечественной музейной сети.
20.Музееведение, его объект, предмет и структура
21.Музееведение в системе гуманитарных наук
22.Музейная потребность. Исторические предпосылки возникновения
музеев
23.Социальные функции музеев в современном обществе
24.Частные музеи, их специфика
25.Инновационные виды музеев
26.Музейная сеть
27.Музейная политика в России
28.Правовое обеспечение деятельности современных музеев
29.Исторический источник, его виды и типы
30.Научно-вспомогательный материал, его характеристики и значение
31.Виды научно-исследовательской работы современных музеев
32.Фонды музея, их состав и структура
33.Комплектование музейных фондов. Источники комплектования фондов
34.Правила приема предметов в музей. Виды учетной документации.
35.Учет музейных фондов. Система учетной документации
36.Режим хранения фондов
37.Фондовое оборудование и системы хранения музейных предметов
38.Здания музеев
39.Функциональные комплексы музея
40.Исторические здания музеев
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Музееведение (музеология) как наука
2. Музей как научное учреждение
3. Музей как социально-культурное учреждение
4. Формирование музейной сети РФ
5. Исторический источник
6. Историческое источниковедение (основные положения)
7. Вещественный источник
8. Музейный предмет
9. Непредметные формы памятников и их использование в музейном деле
10.Научно-вспомогательные материалы
11.Консервация музейных предметов
12.Реставрация музейных предметов
13.Современное музейное законодательство
14.Понятие и характеристики музейного фонда
15.Учёт и охрана музейных фондов
16.Режим хранения музейных фондов
17.Здания музеев и организация внутримузейного пространства.
18.Первые европейские кунсткамеры и Кунсткамера России: общее и
особенное.
19.Музей в культуре эпохи Возрождения: функции, особенности
деятельности, характер коммуникации.
20.Особенности и результаты древнерусского собирательства в XIII-XVII
вв.
21.Дворцовые собрания в XVIII в. и их специфика.
22.Исторические музеи России первой половины XIX в. и их специфика.
23.Художественные музеи России первой половины XIX в., их коллекции
и опыт экспозиционной работы.
24.Частные музеи в России в первой половине XIX в. и их роль в
сохранении и популяризации историко-культурного наследия.
25. Лувр. История коллекций.
26. Прадо. История создания и социальный статус музея.
27.Галерея Уфицци. История создания.
28. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и место в
культуре XIX в.
29. Музеи под открытым небом. История возникновения и специфика
музейной концепции.
30. Экомузеи второй половины XX в. Особенности функционирования и
социокультурное значение.
31. Современные музеи естественной истории. Особенности
экспонирования коллекций.
32. Центр Помпиду. Особенности коллекции и коллекционирования.
33.Музеи науки и техники в XX в. Состав коллекций и особенности
функционирования.
34. Национальные музеи в Мексике и Латинской Америке. Особенности
функционирования.
35.Британский музей в XVIII в. и современные направления деятельности
музея.
36.Национальная галерея в Лондоне. Состав и специфика представления
коллекции.
37.Национальная галерея в Вашингтоне.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Сервисные технологи в музейном деле" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Word, Power Point; базы данных, информационно-
справочные и поисковые системы Интернет.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
базы данных, информационно-
справочные и поисковые системы Интернет.
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.