МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-культурная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социально-культурная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - рассмотреть теоретико-методологические основы социокультурной деятельности социального работника, изучить социальную сущность досуга, в практическом и теоретическом плане ознакомиться с игровой и арт-терапевтической методиками, т. е. сформировать у студентов умение реализовывать социально-культурную деятельность, рационально организовывать досуг различных слоев населения, использовать возможности искусства в реабилитационных целях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя
ОПК-3 готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя
ПК-1 готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины, понятия, а также базовые вопросы дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные занния на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции
1.1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Практические 4 2 Л1.1
1.3. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Сам. работа 4 2 Л1.1
Раздел 2. Роль культуры в процессе социализации личности
2.1. Роль культуры в процессе социализации личности Лекции 4 2 Л1.1
2.2. Роль культуры в процессе социализации личности Практические 4 4 Л1.1
2.3. Роль культуры в процессе социализации личности Сам. работа 4 2 Л1.1
Раздел 3. Современная социокультурная ситуация
3.1. Современная социокультурная ситуация Лекции 4 2
3.2. Современная социокультурная ситуация Практические 4 2
3.3. Современная социокультурная ситуация Сам. работа 4 2
Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия
4.1. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия Лекции 4 2
4.2. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия Практические 4 4
4.3. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия Сам. работа 4 2
Раздел 5. Технология культурно-досуговой деятельности
5.1. Технология культурно-досуговой деятельности Лекции 4 2 Л1.1
5.2. Технология культурно-досуговой деятельности Практические 4 4
5.3. Технология культурно-досуговой деятельности Сам. работа 4 6 Л1.1
Раздел 6. Исторические формы досуга
6.1. Исторические формы досуга Лекции 4 2 Л1.1
6.2. Исторические формы досуга Практические 4 4 Л1.1
6.3. Технология культурно-досуговой деятельности Практические 4 4 Л1.1
6.4. Исторические формы досуга Сам. работа 4 10 Л1.1
Раздел 7. Специфика игровой деятельности
7.1. Специфика игровой деятельности Лекции 4 2
7.2. Специфика игровой деятельности Практические 4 4
7.3. Специфика игровой деятельности Сам. работа 4 10
Раздел 8. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики
8.1. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики Лекции 4 2
8.2. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики Практические 4 4
8.3. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики Сам. работа 4 10
Раздел 9. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями
9.1. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Лекции 4 2 Л1.1
9.2. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Практические 4 4 Л1.1
9.3. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Сам. работа 4 10 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Основные понятия социально-культурной деятельности.
2. Принципы и функции социально-культурной деятельности.
3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.
4. Историческое развитие социально-культурных процессов в России.
5. Особенности современной социокультурной ситуации.
6. Понятие социализации личности. Культура и социализация.
7. Механизмы социализации личности. Стадии процесса социализации.
8. Социальные нормы и способы их усвоения.
9. Значение социально-культурной деятельности для социализации личности.
10. Личность и культура. Культура и когнитивные процессы, социальное поведение, ценности.
11. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
12. Организация деятельности социокультурных учреждений. Роль учреждений культурно-досугового типа в современном социокультурном процессе.
13. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы.
14. Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика, планы, виды.
15. Структура и методика работы внешкольных досуговых центров.
16. Реклама как социально-психологическое явление. Реклама в социокультурном пространстве.
17. Формы применения информационно-рекламных технологий в социально-культурной деятельности (компьютерная обработка документов, создание межмузейных выставок в виртуальном пространстве, работа с библиотечными и музейными каталогами, подготовка полиграфической и сувенирной продукции).
18. Семья как социально-культурный институт. Роль социально-культурной деятельности в организации семейного досуга.
19. Специфика игровой деятельности как метода освоения мира детьми в социокультурной сфере.
20. Психолого-педагогические особенности возрастных групп детей и подростков: особенности возраста дошкольников; особенности развития детей младшего школьного возраста; психологические особенности подростков.
21. Понятие «воспитание», «принцип». Социальные институты – участники воспитания. Принципы воспитания.
22. Основные направления социально-культурной деятельности и основные формы работы с детьми и подростками.
23. Сущность и специфика социально-культурных потребностей и интересов молодежи.
24. Государственная молодежная политика.
25. Основные направления и формы организации досуга молодежи.
26. Сущность социально-культурных технологий. Краткая характеристика современных социально-культурных технологий.
27. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
28. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в социально-культурной сфере.
29. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
30. Ориентация на оздоровление образа жизни в социально-культурной деятельности. Опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
31. Технологии организации семейного досуга.
32. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности.
33. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды.
34. Художественная самодеятельность и ее особенности. Классификация художественной самодеятельности.
35. Функции и технологии художественного самодеятельного творчества.
36. Типология любительских объединений. Технологии любительского творчества.
37. Взаимодействие культурно-досуговых учреждений с общественными движениями, любительскими объединениями, социально-культурными инициативами. Взаимодействие любительского и профессионального творчества.
38. Самодеятельные объединения как социально-педагогическое явление. Педагогические возможности самодеятельных творческих объединений.
39. Общая характеристика содержания, форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности.
40. Типовые методики в деятельности учреждений культуры.
41. Частные методики в культурно-досуговой деятельности.
42. Родовые методы культурно-досуговой деятельности.
43. Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика.
44. Методы формирования общественного сознания.
45. Методы включения в социально-культурную деятельность.
46. Метод стимулирования социально-культурной активности.
47. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.
48. Организация досуга детей-сирот. Профилактика девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
49. Организация досуга для лиц с ограниченными возможностями.
50. Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста. Организация досуга пожилых людей.
51. Понятие «реабилитация», принципы и виды. Особенности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
52. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Программа «Доступная среда».
53. Роль паралимпийского движения в реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
54. Гуманистические и нравственно-этические основы теории и практики социально-культурной реабилитации.
55. Социокультурные реабилитационные технологии: общая характеристика и классификационные подходы.
56. Традиционные средства, формы и методы реабилитационной деятельности.
57. Методы социокультурной реабилитации: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия.
58. Социально-культурная анимация как средство реабилитации.
59. Специфика социокультурного менеджмента. Виды социокультурного менеджмента.
60. Профессиональная компетентность менеджера. Коммуникативная профессиограмма специалиста социально-культурной деятельности.
61. Технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.
62. Общее представление о профессии, специальности, квалификации. Стадии и уровни профессионализма.
63. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста в социокультурной сфере.
64. Профессиональная компетентность и профессионализм работника социокультурной сферы.
65. Понятие о должности и должностных инструкциях в социокультурной сфере.
66. Способности, интересы и профессиональная пригодность специалиста социально-культурной деятельности.
67. Карьера профессиональной деятельности специалиста социокультурной сферы.
68. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом. Система досуга и рекреации за рубежом.
69. Краткая история досуга и досуговых традиций за рубежом. Основные периоды и обстоятельства социально-культурного прогресса в различных геополитических условиях.
70. Организационные проблемы социально-культурной деятельности за рубежом и способы их решения. Менеджмент в зарубежной социально-культурной сфере.
71. Развитие парковой рекреации за рубежом.
72. Англо-американская модель организации досуга. Использование современной техники и технологий в индустрии досуга на Западе.
73. Организационные формы социально-культурной работы за рубежом. Зарубежный опыт решения социальных, культурно-досуговых, рекреационных проблем.
74. Социальная работа в контексте социокультурных проблем.
75. Культурно-досуговая работа с инвалидами за рубежом.
76. Культурно-досуговая работа с людьми «третьего возраста» за рубежом.
77. Субъекты социально-культурной деятельности за рубежом: государство, общественные организации, волонтерское движение, студенческие объединения, религиозные организации.
78. Социально-культурная деятельность зарубежной школы как центра социального воспитания детей. Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях.
79. Библиотеки как центры досуговой деятельности населения за рубежом. Деятельность зарубежных музеев по развитию интеллектуально-познавательной сферы человека.
80. Специфика социального воспитания за рубежом. Социально-культурная деятельность в борьбе с наркоманией.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема 1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции
Тема 2. Роль культуры в процессе социализации личности
Тема 3. Социально-культурная деятельность как общественная система
Тема 4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Тема 5. Технологические основы социально-культурной деятельности
Тема 6. Технологии культурно-досуговой деятельности
Тема 7. Методические основы культурно-досуговой деятельности
Тема 8. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями
Тема 9. Управление в социально–культурной деятельности
Тема 10. Организация досуга за рубежом
Тема 11. Социальная и культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста» за рубежом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романович, Ж.А Сервисная деятельность: Учебник М.: изд.-торг.-корп. «Дашков и К», 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социально-культурная деятельность копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины