МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-культурная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социально-культурная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - рассмотреть теоретико-методологические основы социокультурной деятельности социального работника, изучить социальную сущность досуга, в практическом и теоретическом плане ознакомиться с игровой и арт-терапевтической методиками, т. е. сформировать у студентов умение реализовывать социально-культурную деятельность, рационально организовывать досуг различных слоев населения, использовать возможности искусства в реабилитационных целях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя
ОПК-3 готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя
ПК-1 готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины, понятия, а также базовые вопросы дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные занния на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции
1.1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Практические 4 2 Л1.1
1.3. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Сам. работа 4 2 Л1.1
Раздел 2. Роль культуры в процессе социализации личности
2.1. Роль культуры в процессе социализации личности Лекции 4 2 Л1.1
2.2. Роль культуры в процессе социализации личности Практические 4 4 Л1.1
2.3. Роль культуры в процессе социализации личности Сам. работа 4 2 Л1.1
Раздел 3. Современная социокультурная ситуация
3.1. Современная социокультурная ситуация Лекции 4 2
3.2. Современная социокультурная ситуация Практические 4 2
3.3. Современная социокультурная ситуация Сам. работа 4 2
Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия
4.1. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия Лекции 4 2
4.2. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия Практические 4 4
4.3. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия Сам. работа 4 2
Раздел 5. Технология культурно-досуговой деятельности
5.1. Технология культурно-досуговой деятельности Лекции 4 2 Л1.1
5.2. Технология культурно-досуговой деятельности Практические 4 4
5.3. Технология культурно-досуговой деятельности Сам. работа 4 6 Л1.1
Раздел 6. Исторические формы досуга
6.1. Исторические формы досуга Лекции 4 2 Л1.1
6.2. Исторические формы досуга Практические 4 4 Л1.1
6.3. Технология культурно-досуговой деятельности Практические 4 4 Л1.1
6.4. Исторические формы досуга Сам. работа 4 4 Л1.1
Раздел 7. Специфика игровой деятельности
7.1. Специфика игровой деятельности Лекции 4 2
7.2. Специфика игровой деятельности Практические 4 4
7.3. Специфика игровой деятельности Сам. работа 4 4
Раздел 8. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики
8.1. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики Лекции 4 2
8.2. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики Практические 4 4
8.3. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики Сам. работа 4 2
Раздел 9. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями
9.1. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Лекции 4 2 Л1.1
9.2. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Практические 4 4 Л1.1
9.3. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Сам. работа 4 3 Л1.1
9.4. Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Основные понятия социально-культурной деятельности.
2. Принципы и функции социально-культурной деятельности.
3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.
4. Историческое развитие социально-культурных процессов в России.
5. Особенности современной социокультурной ситуации.
6. Понятие социализации личности. Культура и социализация.
7. Механизмы социализации личности. Стадии процесса социализации.
8. Социальные нормы и способы их усвоения.
9. Значение социально-культурной деятельности для социализации личности.
10. Личность и культура. Культура и когнитивные процессы, социальное поведение, ценности.
11. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
12. Организация деятельности социокультурных учреждений. Роль учреждений культурно-досугового типа в современном социокультурном процессе.
13. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы.
14. Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика, планы, виды.
15. Структура и методика работы внешкольных досуговых центров.
16. Реклама как социально-психологическое явление. Реклама в социокультурном пространстве.
17. Формы применения информационно-рекламных технологий в социально-культурной деятельности (компьютерная обработка документов, создание межмузейных выставок в виртуальном пространстве, работа с библиотечными и музейными каталогами, подготовка полиграфической и сувенирной продукции).
18. Семья как социально-культурный институт. Роль социально-культурной деятельности в организации семейного досуга.
19. Специфика игровой деятельности как метода освоения мира детьми в социокультурной сфере.
20. Психолого-педагогические особенности возрастных групп детей и подростков: особенности возраста дошкольников; особенности развития детей младшего школьного возраста; психологические особенности подростков.
21. Понятие «воспитание», «принцип». Социальные институты – участники воспитания. Принципы воспитания.
22. Основные направления социально-культурной деятельности и основные формы работы с детьми и подростками.
23. Сущность и специфика социально-культурных потребностей и интересов молодежи.
24. Государственная молодежная политика.
25. Основные направления и формы организации досуга молодежи.
26. Сущность социально-культурных технологий. Краткая характеристика современных социально-культурных технологий.
27. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
28. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в социально-культурной сфере.
29. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
30. Ориентация на оздоровление образа жизни в социально-культурной деятельности. Опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
31. Технологии организации семейного досуга.
32. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности.
33. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды.
34. Художественная самодеятельность и ее особенности. Классификация художественной самодеятельности.
35. Функции и технологии художественного самодеятельного творчества.
36. Типология любительских объединений. Технологии любительского творчества.
37. Взаимодействие культурно-досуговых учреждений с общественными движениями, любительскими объединениями, социально-культурными инициативами. Взаимодействие любительского и профессионального творчества.
38. Самодеятельные объединения как социально-педагогическое явление. Педагогические возможности самодеятельных творческих объединений.
39. Общая характеристика содержания, форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности.
40. Типовые методики в деятельности учреждений культуры.
41. Частные методики в культурно-досуговой деятельности.
42. Родовые методы культурно-досуговой деятельности.
43. Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика.
44. Методы формирования общественного сознания.
45. Методы включения в социально-культурную деятельность.
46. Метод стимулирования социально-культурной активности.
47. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.
48. Организация досуга детей-сирот. Профилактика девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
49. Организация досуга для лиц с ограниченными возможностями.
50. Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста. Организация досуга пожилых людей.
51. Понятие «реабилитация», принципы и виды. Особенности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
52. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Программа «Доступная среда».
53. Роль паралимпийского движения в реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
54. Гуманистические и нравственно-этические основы теории и практики социально-культурной реабилитации.
55. Социокультурные реабилитационные технологии: общая характеристика и классификационные подходы.
56. Традиционные средства, формы и методы реабилитационной деятельности.
57. Методы социокультурной реабилитации: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия.
58. Социально-культурная анимация как средство реабилитации.
59. Специфика социокультурного менеджмента. Виды социокультурного менеджмента.
60. Профессиональная компетентность менеджера. Коммуникативная профессиограмма специалиста социально-культурной деятельности.
61. Технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.
62. Общее представление о профессии, специальности, квалификации. Стадии и уровни профессионализма.
63. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста в социокультурной сфере.
64. Профессиональная компетентность и профессионализм работника социокультурной сферы.
65. Понятие о должности и должностных инструкциях в социокультурной сфере.
66. Способности, интересы и профессиональная пригодность специалиста социально-культурной деятельности.
67. Карьера профессиональной деятельности специалиста социокультурной сферы.
68. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом. Система досуга и рекреации за рубежом.
69. Краткая история досуга и досуговых традиций за рубежом. Основные периоды и обстоятельства социально-культурного прогресса в различных геополитических условиях.
70. Организационные проблемы социально-культурной деятельности за рубежом и способы их решения. Менеджмент в зарубежной социально-культурной сфере.
71. Развитие парковой рекреации за рубежом.
72. Англо-американская модель организации досуга. Использование современной техники и технологий в индустрии досуга на Западе.
73. Организационные формы социально-культурной работы за рубежом. Зарубежный опыт решения социальных, культурно-досуговых, рекреационных проблем.
74. Социальная работа в контексте социокультурных проблем.
75. Культурно-досуговая работа с инвалидами за рубежом.
76. Культурно-досуговая работа с людьми «третьего возраста» за рубежом.
77. Субъекты социально-культурной деятельности за рубежом: государство, общественные организации, волонтерское движение, студенческие объединения, религиозные организации.
78. Социально-культурная деятельность зарубежной школы как центра социального воспитания детей. Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях.
79. Библиотеки как центры досуговой деятельности населения за рубежом. Деятельность зарубежных музеев по развитию интеллектуально-познавательной сферы человека.
80. Специфика социального воспитания за рубежом. Социально-культурная деятельность в борьбе с наркоманией.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема 1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции
Тема 2. Роль культуры в процессе социализации личности
Тема 3. Социально-культурная деятельность как общественная система
Тема 4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Тема 5. Технологические основы социально-культурной деятельности
Тема 6. Технологии культурно-досуговой деятельности
Тема 7. Методические основы культурно-досуговой деятельности
Тема 8. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями
Тема 9. Управление в социально–культурной деятельности
Тема 10. Организация досуга за рубежом
Тема 11. Социальная и культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста» за рубежом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романович, Ж.А Сервисная деятельность: Учебник М.: изд.-торг.-корп. «Дашков и К», 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социально-культурная деятельность копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины