МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра эмпирической социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – способствовать овладению студентами теоретико-методологическими основами политической науки,формированию в их сознании научной политической картины мира и практических навыков активного участия в политической жизни общества.
Задачи курса:
Во-первых.Обеспечить будущих специалистов системой знаний:
взаимодействии государства и общества,политической сферы с другими общественными сферами;
о содержании и сущности политической власти как общественного явления и о специфике ее функционирования в России;
о характере взаимодействия федеральной власти с субъектами Российской Федерации и с другими регионами;
о процессе становления демократии в России,перспективах и реалиях правового и социального государства;
о процессах глобализации и геополитическом положении России в современном мире;о становлении России как великой державы и укреплении ее международного влияния.
Во-вторых.В задачу курса входит также формирование практических знаний,навыков и умений в области политических технологий,в том числе организации избирательных и других политических кампаний и мероприятий,работы в политических партиях,объединениях и иных политических организациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности общественного развития в контексте эволюции его политического устройства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные тенденции общественно-политического развития и его влияния на формирование гражданской позиции личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основные навыки определения причинно-следственных связей между особенностями исторического развития общества и возможностями формирования в нем определенной гражданской позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политология как наука о политической сфере общества
1.1. Политология как наука. Объект и предмет политологии Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Политология как наука. Объект и предмет политологии Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Политология как наука. Объект и предмет политологии Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Эволюция политической мысли на Западе и в России: этапы и тенденции Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Эволюция политической мысли на Западе и в России: этапы и тенденции Практические 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Эволюция политической мысли на Западе и в России: этапы и тенденции Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Содержание и сущность политической власти
2.7. Политика: социальная природа и содержание Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Политика: социальная природа и содержание Практические 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Политика: социальная природа и содержание Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Природа и сущность политической власти Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Природа и сущность политической власти Практические 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Природа и сущность политической власти Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Политическая система общества
3.13. Политическая система и политические режимы Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Политическая система и политические режимы Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Политическая идеология, ее содержание и назначение Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Политическая идеология, ее содержание и назначение Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Политическая идеология, ее содержание и назначение Сам. работа 2 7 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Международная политика и международные отношения Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Международная политика и международные отношения Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Политика как социальное явление, ее роль в развитии общества.
2. Объект и предмет политологии. Категориальный аппарат политической науки.
3. Современные политические технологии и их применение в политической практике.
4. Социологические методы в политологии.
5. Понятие политической жизни общества. Соотношение политической и других сфер жизни общества.
6. Политические отношения как объект исследования в политической науке.
7. Политические институты и организации.
8. Понятие политической власти. Политическая, государственная, экономическая формы власти, их соотношение.
9. Персонализация власти и ее причины. Типы политической власти и их характеристика.
10. Виды и способы политического взаимодействия. Демократические формы борьбы: компромисс, союз, блоковая политика.
11. Демократия как форма осуществления власти. Принципы демократии: принцип большинства, конституционализма, разделения властей и др.
12. Политическая система общества: сущность, структура, основные функции. Типология политических систем, основания и критерии классификации типов политических систем.
13. Сущность и разновидности политических режимов. Политический режим как система методов осуществления государственной власти.
14. Государство: понятие, содержание, типы. Особенности государства как политической организации.
15. Государство властное и государство правовое. Основные признаки правового государства.
16. Президентская форма правления. Специфика президентской формы правления в Российской Федерации.
17. Парламент и парламентаризм. Формы парламента в современном мире. Партийный и социальный состав парламента Российской Федерации.
18. Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и законодательный орган власти: структура, функции.
19. Правительство России: структура, функции, особенности взаимодействия с президентов и парламентом.
20. Субъекты Федерации: полномочия, статус. Политические аспекты взаимодействия регионов России и федерального центра.
21. Органы местного самоуправления в Росси, их функции и специфика взаимодействия с органами государственной власти.
22. Средства массовой информации как институт политической жизни общества.
23. Политическая идеология как форма общественного сознания. Типы идеологий, их классификация.
24. Классический и современный либерализм. Отражение идей либерализма в стратегии и тактике «правых» сил в России.
25. Идеология консерватизма и ее отражение в политических программах российских «партий власти».
26. Идеология социализма. Идейно-политические позиции современных российских коммунистов и социал-демократов: сходство и различия.
27. Национализм как идеология и ее проявления в современной России.
28. Понятие политического процесса. Субъекты политического процесса в России.
29. Понятие политической модернизации, особенности ее осуществления в России.
30. Политические партии и общественно-политические движения, их место и роль в политической системе российского общества.
31. Избирательная система современной России. Новое в законодательстве о выборах в Государственную Думу. Специфика электорального поведения российских избирателей.
32. Политические конфликты и кризисы в российском обществе и пути их разрешения.
33. Международные отношения и внешняя политика российского государства на современном этапе.
34. Геополитика: сущность, основные элементы и функции. Геополитический статус России.
Практические задания
1. Разработка схемы «Ресурсы власти», используя один из подходов к их классификации
2. Подготовка списка элементов политической системы государства демократического типа.
3. Подготовка перечня современных международных политических организаций


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Теологизм и метафизика в представлениях о политике в трудах античности и средневековья.
2. Рационально-критическое направление в теории познания политического мира в XVII – XVIII вв.
3. Проблемы власти и государства в русской политической мысли XIX – начале XX вв.
4. Б.Н. Чичерин, М. Я. Острогорский, Р. Михельс о политических партиях как парциальных группах общества.
5. Вклад М. Вебера в политическую науку. Теория рациональной бюрократии.
6. Позитивистское и бихевиористское влияние на политическую науку в XX веке.
7. Модернистская и постмодернистская парадигмы политики в конце XX века.
8. Исторические и социально-экономические корни политики.
9. Система представительных (законодательных) органов власти в России на федеральном и региональном уровнях.
10. Органы судебной власти и правопорядка в России.
11. Органы местного самоуправления и их функции. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти.
12. Избирательная система в России. Стратегия и тактика политических партий и кандидатов в депутаты в период избирательных кампаний.
13. Россия в системе современных международных отношений. Геополитический статус России.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   !ФОС Политол ОРМ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Геополитика современного мира: учебное пособие М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C51BF7DB-CB5A-49FD-A2D7-66C2A24BAC11
Л2.2 Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В. Политология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/ACB93888-7217-4AA2-8923-634500FF5E53
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Политология» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2023
Э2 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э3 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э4 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э7 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э8 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э9 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика,социология,менеджмент»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.