МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Денежно-кредитная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБанки и банковская деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_08_БиБД-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Клецкова Елена Викторовна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Деркач Наталья Олеговна

Рабочая программа дисциплины
Денежно-кредитная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №325)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 30.03.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 30.03.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Денежно-кредитная политика» является формирование знаний об особенностях разработки и реализации единой денежно-кредитной политики России, ее экономическое значение для системы денежно-кредитного регулирования и развития национальной экономики.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы по основным направлениям деятельности Центрального банка Российской Федерации;
- осуществлять поиск и анализ информации по денежно-кредитному регулированию, валютному регулированию и валютному контролю, взаимодействию Центрального банка Российской Федерации с финансовыми органами;
- анализировать воздействие инструментов денежно-кредитной и валютной политики Центрального банка на состояние банковской системы и финансового рынка;
- выявлять проблемы, влияющие на эффективность выполнения Центральным банком Российской Федерации основных задач и функций;
- проводить сравнительный анализ организационной структуры, функций и направлений деятельности Центрального банка Российской Федерации и зарубежных центральных банков;

знать:
- правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации, его организационную структуру, основные задачи, функции и полномочия на различных этапах исторического развития;
- порядок участия Центрального банка Российской Федерации в разработке и реализации денежно-кредитной политики, механизм денежнокредитного регулирования;
- задачи и инструменты валютной политики Центрального банка, основы валютного регулирования и валютного контроля;
- основы деятельности Центрального банка Российской Федерации в сфере государственных финансов, его бюджетные полномочия и взаимодействие с органами финансово-бюджетной системы;
- направления деятельности Центрального банка Российской Федерации в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
- организационные основы деятельности зарубежных центральных (национальных) банков;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления и методики их расчета
ПК-14 способностью обеспечить организацию работы по исполнению разработанных и утвержденных бюджетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные дискуссионные вопросы современной теории финансового и денежно-кредитного регулирования; позицию российской и зарубежной экономической науки по вопросам теории и практики применения финансовых и денежно-кредитных методов регулирования рыночной экономики;
- современное законодательство, нормативные и методические документы, определяющие практику применения финансовых и денежно-кредитных инструментов регулирования, деятельность центрального банка и кредитных организаций как субъектов денежно-кредитного регулирования, содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием финансовой и денежно-кредитной сферы;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы анализа изменений в экономике и социальной сфере в результате применения различных инструментов финансового и денежно-кредитного воздействия;

- анализировать статистические материалы по бюджету, денежному обращению и денежному обороту, расчетам и платежам, состоянию денежной и кредитной сферы, банковской и кредитной систем;
- анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам финансовой и денежно-кредитной сферы экономики;

- оценивать факторы, влияющие на состояние денежно-кредитной сферы; оценивать роль банков и финансовых институтов в современной рыночной экономике;

- видеть перспективы развития финансово-кредитных отношений и своей профессиональной деятельности;
- использовать современные информационные технологии и методы анализа доходов и расходов бюджета, а также денежно-кредитной сферы;
- понимать и правильно интерпретировать нормативные и правовые акты и внутренние стандарты; находить
источники информации, в том числе, в сети Интернет.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- формами анализа финансового и денежного рынков; - методами анализа современного состояния финансово-кредитной сферы;
- методами прогнозирования экономических процессов в сфере денежных и кредитных отношений;
- приемами оценки показателей эффективности применения отдельных инструментов денежно-кредитного регулирования;
- осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях финансовой и кредитной системы, организациях реального сектора;
- правилами профессиональной этики и корпоративной культуры;
- навыками к восприятию инноваций, приемами инновационного подхода к определению перспектив развития современных финансово-кредитных отношений;
- навыками логично и последовательно применять полученные знания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Монетарная политика Банка России
1.1. Монетарная политика Банка России Лекции 2 1 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Монетарная политика Банка России Практические 2 2 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Монетарная политика Банка России Сам. работа 2 22 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Центральный Банк и его роль в экономике
2.1. Центральный Банк и его роль в экономике Лекции 2 1 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Центральный Банк и его роль в экономике Практические 2 2 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Центральный Банк и его роль в экономике Сам. работа 2 24 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Финансовые кризисы и их уроки для монетарной политики
3.1. Финансовые кризисы и их уроки для монетарной политики Лекции 2 0 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Финансовые кризисы и их уроки для монетарной политики Практические 2 2 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Финансовые кризисы и их уроки для монетарной политики Сам. работа 2 24 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Управление валютным курсом
4.1. Управление валютным курсом Лекции 2 0 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Управление валютным курсом Практические 2 2 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Управление валютным курсом Сам. работа 2 24 ПК-3, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Зачет 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова Н.М. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Звонова Е. А., Топчий В. Д. ; Под общ. ред. Звоновой Е.А. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Катасонов В.Ю. - Отв. ред., Битков В.П. - Отв. ред. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Абрамова М.А. - под общ. ред., Александрова Л.С. - под общ. ред. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. ДЕНЕЖНЫЙ И КРЕДИТНЫЙ РЫНКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центральный банк Российской Федерации www.cbr.ru
Э2 Минфин России www.minfin.ru/
Э3 РБК www.rbc.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины должно завершиться овладением необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Этот результат может быть достигнут только после значительных усилий. При этом важными окажутся не только старание и способности, но и хорошо продуманная организация труда студента. В первую очередь это правильная организация времени.
При изучении дисциплины наименьшие затраты времени обеспечит следующая последовательность действий. Прежде всего, необходимо своевременно, то есть после сдачи экзаменов и зачетов за предшествующий семестр, выяснить, какой объем информации следует усвоить, какие умения приобрести для успешного освоения дисциплины, какие задания выполнить для того, чтобы получить достойную оценку. Сведения об этом, т. е. списки литературы, темы практических занятий и вопросы к ним, а также другие необходимые материалы имеются в разработанном учебно-методическом комплексе.
Регулярное посещение лекций и практических занятий не только способствует успешному овладению профессиональными знаниями, но и помогает наилучшим образом организовать время, т.к. все виды занятий распределены в семестре планомерно, с учетомнеобходимых временных затрат.
Важнейшей частью работы студента является изучение существующей практики. Учебник, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, как правило, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Университетское образование предполагает более глубокое знание предмета. Кроме того, оно предполагает не только усвоение информации, но и формирование навыков исследовательской работы.
В процессе освоения курса при подготовке к занятиям рекомендуется не только использовать предложенную в программном блоке литературу, но и материалы периодических изданий, информацию Internet-ресурсов, баз данных, электронных библиотек.
Работу по конспектированию следует выполнять, предварительно изучив планы практических занятий. В этом случае ничего не будет упущено и студенту не придется конспектировать источник повторно, тратя на это драгоценное время. Правильная организация работы, чему должны способствовать данные выше рекомендации, позволит студенту своевременно выполнить все задания, получить достойную оценку и избежать, таким образом, необходимости тратить время на переподготовку и пересдачу предмета.
При освоении дисциплины необходимо пользоваться материалами конспекта лекций, основной, дополнительной и справочной литературой.
Любую тему необходимо изучать в следующей последовательности:
1. Изучить материал лекционного конспекта и соответствующих разделов учебников.
2. Отобрать материал по дополнительным литературным источникам и справочной литературе и изучить его.
3. Составить краткий конспект ответов на поставленные вопросы
- написать план ответа или краткий конспект, выделить в нем главное и четко структурировать текст;
- проработать устный или письменный ответ.
В ходе подготовки к занятиям рекомендуется составлять планы – конспекты ответов, формулировать сложные вопросы для коллективного обсуждения, составлять блок-схемы и рисунки, являющиеся опорными конспектами при ответе на вопрос.
Основой изучения любой дисциплины является освоение ее понятийного аппарата. Для освоения терминологии рекомендуется использовать такие формы работы как составление и решение кроссвордов и логических задач.
Для контроля процесса усвоения знаний используется текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется как в ходе традиционных форм – опроса, контрольных работ, подготовки рефератов по темам практических занятий, так и с помощью тестирования, подготовки деловых игр и решения кейсов. По результатам текущего контроля производится аттестация, допуск к зачету. Промежуточная аттестация осуществляется в форме итогового тестирования в электронной форме или письменного опроса.
Оценка на зачете определяется: "зачтено", "незачтено".
«Зачтено» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.
«Незачтено» выставляется магистранту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические, семинарские, занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.