МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиографический поиск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой, Я.Ю. Шашкова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиографический поиск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 28.05.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 28.05.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия и компоненты информационной культуры; источники научной информации; алфавитный и систематический каталоги НБ АлтГУ и электронных библиотек, электронный каталог, базы данных; правила оформления списка литературы и библиографических ссылок.
3.2.Уметь:
3.2.1.искать и отбирать источники информации для политологических исследований, библиографически правильно оформлять научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.искать и отбирать источники информации для политологических исследований, библиографически правильно оформлять научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Лекции 1 2 ОПК-10 Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. Практические 1 2 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.3. НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельнсти студента. Практические 1 2 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.4. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. Сам. работа 1 4 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.5. Региональные библиотеки Сам. работа 1 4 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.6. Аналитико-синтетическая обработка документов. Сам. работа 1 6 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.7. Библиографическая запись документа. Сам. работа 1 4 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.8. Реферат. Аннотация. Сам. работа 1 4 ОПК-10 Л1.1, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Лекции 1 2 ОПК-10, ПК-2 Л1.1, Л2.2
2.2. Алгоритм поиска в электронном каталоге научных библиотек и образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 1 4 ОПК-10, ПК-2 Л1.1, Л2.2
2.3. Поисковые системы сети интернет Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ. Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3.
3.1. Самостоятельное изучение разделов, проработка учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Самостоятельное составление списка литературы Сам. работа 1 4 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Подготовка к зачету Сам. работа 1 6 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, темы контрольных работ, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб. -метод. пособие для вузов СПб. : Профессия, 2006
Л2.3 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google https://yandex.ru, https://www.google.ru/, https://www.rambler.ru/
Э3 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY elibrary.ru
Э4 Каталог библиотечных ресурсов России www.library.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения дисциплины студент должен освоить основные категории информационной культуры, приемы работы с библиографическими ресурсами и аппаратами. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию способностей студента искать и систематизировать информацию. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. выявить типы информационных ресурсов для научных исследований, сформировав у себя представление о структуре и логике систематизации литературы;
2. приобрести умение поиска информации в библиотечных системах и сети интернет;
3. подготовить и оформить список литературы по указанной теме.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося о возможных источниках политической информации;
2. формирования у него умений и навыков работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. формирования навыков правильного оформления библиографического аппарата научной работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над собственной научной работой. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при написании курсовых работ и ВКР и при подготовке к зачету.