Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Методология и методика научного познания» являются формирование и развитие методологической и методической культуры студента, обеспечивающей успешное ведение научной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-10 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-2 | владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - логическую структуру и этапы проведения научных исследований, особенности политологических исследований - возможные источники информации для политологических исследований, принципы их поиска, отбора, анализа, описания - правила написания научных текстов, оформления тестов и библиографического аппарата курсовых работ и ВКР |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осуществлять проектирование научных исследований, выделять их цели, задачи, объект и предмет исследования - искать, отбирать, анализировать и описывать эмпирические источники и литературу для политологических исследований, используя для этого каталоги и базы библиотек, интернет и другие ресурсы - писать и оформлять научные тексты, составлять и оформлять библиографический аппарат курсовых работ и ВКР |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - решать стандартные задачи профессиональной деятельности, проектировать научные политологические исследования на основе информационной и библиографической культуры - участвовать в исследовательском процессе - писать и оформлять научные тексты, готовить их для публикации в научных изданиях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория и методология курсовых работ и ВКР | ||||||
1.1. | Структура и принципы написания научной работы | Лекции | 1 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Курсовая работа и ВКР как научно-квалификационная работа | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-10, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.3. | Типы научных текстов | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.4. | Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.5. | Работа с литературой при написании научной работы | Практические | 1 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.6. | Информационная база научного исследования | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-10, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.7. | Проектирование научного исследования | Практические | 1 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.8. | Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-10, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, темы контрольных работ, задания к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М. Ф. | Основы научных исследований: учебное пособие | М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Дрещинский В.А. | Методология научных исследований: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | И.Н. Кузнецов | Основы научных исследований: учебное пособие | Москва : ИТК <Дашков и Кш>, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кожухар В.М. | Основы научных исследований: | Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 | znanium.com |
Л2.2 | Ельчанинов В.А. | Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методология и методика научного познания | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Библиотека АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова | akunb.altlib.ru | ||
Э4 | Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | www.inion.ru | ||
Э5 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э6 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э7 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э8 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э9 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э10 | Сайт Центра политических технологий | www.politcom.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе освоения курса студент должен освоить основные категории методики и методологии научного исследования. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура. Для успешного освоения дисциплины студент должен: 1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований; 2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний; 3. подготовить и защитить проект дизайна курсовой работы. В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования; 2. формирования у него умений и навыком работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков исследовательской работы. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над собственной научной работой. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету. |