МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристские формальности и технологии продаж в туристской индустрии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-23-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 131
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Практические 36 36 20 20 56 56
Сам. работа 90 90 41 41 131 131
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристские формальности и технологии продаж в туристской индустрии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело: Гостиничная деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – овладение студентами первоначальными практическими навыками продвижения и продаж туристских услуг, формирование основ и правил функционирования системы сбыта, систем продвижения туристских услуг на туристическом рынке.
Задачи дисциплины:
• изучение современной технологии продвижения и продаж туристских услуг;
• знакомство с основами и правилами функционирования системы сбыта, систем продвижения туристских услуг на туристическом рынке;
• формирование у студентов рациональных подходов к организации работы по реализации туристских услуг;
• овладение студентами первоначальными практическими навыками продвижения и продаж туристских услуг;
• изучение теории и практики туристских формальностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-3 готовностью применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные базовые понятия и процесса туристских формальностей и технологии продаж с использованием основ экономических знаний в различных сферах
- процесс организации основных технологии продаж и процесса туристских формальностей сервисных услуг, с организацией процесса обслуживания потребителей и (или) туристов
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать базовые знания технологии продаж и процесса туристских формальностей на основе экономических знаний в различных сферах и развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя
- использовать знания по формированию туристских, визовых, паспортных формальностей, проводить выбор технологий продаж с учетом требований потребителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- первоначальными практическими навыками технологии продаж и процесса туристских формальностей на основе экономических знаний в различных сферах и развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя
- первоначальными практическими навыками по формированию туристских, визовых, паспортных формальностей, проводить выбор технологий продаж с учетом требований потребителей, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туристский рынок. Технология продажи туристского продукта.
1.1. 1. Туристский рынок. Технология продажи туристского продукта. Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Туристский рынок. Технология продажи туристского продукта. Практические 7 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.3. Туристский рынок. Технология продажи туристского продукта. Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.4. 2. Туристские услуги. Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.5. Туристские услуги. Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.6. Туристские услуги. Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.7. 3. Формирование сбытовой сети Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.8. Формирование сбытовой сети Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.9. Формирование сбытовой сети Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.10. 4. Подбор партнеров по сбыту. Агентское соглашение. Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.11. Подбор партнеров по сбыту. Агентское соглашение. Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.12. Подбор партнеров по сбыту. Агентское соглашение. Сам. работа 7 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.13. 5. Реклама туристского продукта. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.4
1.14. Реклама туристского продукта. Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.4
1.15. Реклама туристского продукта. Сам. работа 7 14 ОПК-3 Л1.1, Л2.4
1.16. Нерекламные методы продвижения турпродукта Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.17. Нерекламные методы продвижения турпродукта Сам. работа 7 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.3
1.18. Офисная технология – как основа технологии продаж Сам. работа 7 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.19. Клиентоориентированность как основа технологий продаж туристских услуг. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.20. Клиентоориентированность как основа технологий продаж туристских услуг. Сам. работа 7 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.21. Клиентоориентированность как основа технологий продаж туристских услуг. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
1.22. Клиентоориентированность как основа технологий продаж туристских услуг. Практические 8 6 Л2.1, Л1.1
1.23. Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом Сам. работа 8 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.24. Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
1.25. Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом Практические 8 4 Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.26. Каталог туроператора как основной носитель информации для продвижения и продажи туристских услуг. Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.27. Паспортные и визовые формальности. Лекции 8 6
1.28. Паспортные и визовые формальности. Практические 8 4
1.29. Участие в выставках. Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.30. Участие в выставках. Лекции 8 2 ОК-3 Л1.1, Л2.3
1.31. Участие в выставках. Практические 8 2 ОК-3 Л2.3
1.32. Паспортные и визовые формальности. Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.33. Паспортные и визовые формальности. Лекции 8 2 ОК-3 Л1.1, Л2.3
1.34. Паспортные и визовые формальности. Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1
1.35. Таможенные формальности. Валютный контроль. Сам. работа 8 7 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.36. Санитарный и эпидемиологический контроль. Сам. работа 8 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.37. Санитарный и эпидемиологический контроль. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.38. Санитарный и эпидемиологический контроль. Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.3
1.39. Экзамен 8 27 ОК-3, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. В. Виноградова, Н. Д. Закорин, Р. Ю. Тубелис Технология продаж услуг туристской индустрии: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бгатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.2 Егоренков Л. И. Введение в технологию туризма:: учебно-методическое пособие (ЭБС "Лань") М.: Финансы и статистика, 2012
Л2.3 Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме: Финансы и статистика, 2004
Л2.4 Н. С. Морозова, М. А. Морозов Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Э2 Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ: http: //www. russiatourism.ru
Э3 Федцов, В. Г. Культура ресторанного сервиса/ В.Г.Федцов . - М.: Дашков и Ко, 2012-230с . // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э4 2.Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса/М.В.Виноградова. - М.: Дашков и Ко, 2012. -205с. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э5 3.Балаева, О. Н. Управление организациями сфер услуг/О.Н. Балаева. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2010. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э6 4.Лолер Э. Сервис по-королевски: Уроки ресторанного дела от Чарли Троттера /Э.Лолер. - М.: Альпина Паблишер, 2006. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э7 5.Кашникова, К. В. Сервис в России. Десятка самых популярных и востребованных услуг /К.В.Кашникова - Могилев на Днепре: ГроссМедиа, 2008 . // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э8 6.Шоул, Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество /Д.Шоул - М.: Альпина Паблишер, 2008. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э9 Курс в Moodle "Туристские формальности и технологии продаж в СКСиТ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft PowerPoint 2010
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://standards. iso. org/ittf/PubliclyAvailableStandards/.
2. Аналитические материалы о социальных сетях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. social-networking. ru.
3. Архитектура программного обеспечения государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
1. 5.
2. Гургенидзе, А. Видеоконференцсвязь: вчера, сегодня, завтра / А. Гургенидзе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. connect. ru/article. asp? id=7268.
5. Интернет — среда обитания. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/comer/gl1.shtml.
6. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. transhumanism-russia. ru/content/view/16/138/.
7. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
8. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
9. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
10. Макаревич, Н. Мобильная коммерция / Н. Макаревич. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. proms. ru/book-mobile_office. html.
11. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
12. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
13. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
14. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
15. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.
16. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
17. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
18. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
19. Поисковая система: http://www.google.com/
20. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
21. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
22. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
23. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
24. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
25. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
26. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
27. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
28. Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
29. Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org
30. Европейская комиссия: europa.eu.int/comm/index.htm Сайт содержит информацию о развитии туризма в Европе

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403аМ кабинет рекреационной географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; географические карты - 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.