МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское регионоведение России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Туристское регионоведение России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – "Туристское регионоведение России" является формирование знаний о развитии туризма в основных регионах России, формирование понятия региона, ключевых факторов регионализма, характеристика культурно-исторических регионов России.Для успешного изучения дисциплины необходимо осуществить следующие задачи:
1.Ознакомится с различными подходами в определении понятия «регион» в отечественной науке
2.Получить представление о главных факторах регионализма в России и мире и рассматривать регион, как природную и социально-экономическую систему
3.Получить представление об основах региональной политики в сфере туризма в России;
4.Изучить основные туристские регионы России их потенциал и современное состояние развития туризма и инфраструктуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о развитии туризма в каждом природном и социально-экономическом регионе России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понятие «регион», а также типы региона, иерархическая структура региона;
- ориентироваться в основных факторах регионализма;
- природные и социально-экономические регионы России, как основу туристических регионов;
- понятие «региональная политика», основы региональной политики в сфере туризма;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знаний в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России.
1.1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России. Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России. Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Понятие туристского региона Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Понятие туристского региона Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Районирование в туризме Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Районирование в туризме Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Регионообразующие факторы в туризме Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Регионообразующие факторы в туризме Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Региональная политика, развитие и туризм Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Основные виды туризма и рекреации в России Лекции 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Основные виды туризма и рекреации в России Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Основные виды туризма и рекреации в России Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Туристские зоны (регионы) России Сам. работа 4 18 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Туристские зоны (регионы) России Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России.
2. Понятие туристского региона
3. Районирование в туризме
4. Регионообразующие факторы в туризме. Этапы формирования туристских регионов.
5. Региональная политика, развитие и туризм
6. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Рельеф и тектонические особенности строения территории.
7. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Климатические особенности России
8. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Внутренние воды
9. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Биогенные компоненты природы (животный и растительный мир)
10.Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Природные зоны и высотные пояса России.
11.Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Физико-географическое районирование
12.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Демографические характеристики населения
13.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Этно-конфессиональный состав населения.
14.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Культурно-исторические памятники.
15.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Народные промыслы России. Музеи России.
16.Основные виды туризма и рекреации в России: Экологический и сельский туризм.
17.Основные виды туризма и рекреации в России: Спортивный и экстремальный туризм.
18.Основные виды туризма и рекреации в России: Культурно-познавательный туризм.
19.Основные виды туризма и рекреации в России: Бальнеология.
20.Основные виды туризма и рекреации в России: Социальный туризм.
21.Основные виды туризма и рекреации в России: Бизнес-туризм.
22.Основные виды туризма и рекреации в России: Морские и речные круизы
23.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Москва и Московская область
24.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Северо-Запад России (Санкт-Петербург и Ленинградская, Псковская и Новгородская области).
25.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Балтийское побережье (Калининградская область)
26.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: "Золотое кольцо России" (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская и Тверская области)
27.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, Республики Чувашия и Татарстан).
28.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Орловская и Смоленская области
29.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Свердловская и Тюменская области
30.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Европейский Север России (Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия)
31.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Азово-Черноморское побережье (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область)
32.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Кабардино-Балкария
33.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Карачаево-Черкессия
34.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Кавказские Минеральные воды (Ставропольский край)
35.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Алтай (Алтайский край и Республика Алтай)
36.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Кемеровская область
37.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Красноярский край
38.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Тыва
39.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Хакасия
40.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Бурятия и Иркутская область
41.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Приморский край
42.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Камчатская область
43.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Саха (Якутия)
44.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Сахалинская область
45.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Магаданская область
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для докладов и рефератов:
1. Понятие туристского региона
2. Районирование в туризме
3. Регионообразующие факторы в туризме. Этапы формирования туристских регионов.
4. Региональная политика, развитие и туризм
5. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Природные зоны и высотные пояса России.
6. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Физико-географическое районирование
7. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Демографические и этно-конфессиональные населения России
8. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Народные промыслы России. Музеи России.
9. Основные виды туризма и рекреации в России: Экологический и сельский туризм.
10.Основные виды туризма и рекреации в России: Спортивный и экстремальный туризм.
11.Основные виды туризма и рекреации в России: Культурно-познавательный туризм.
12.Основные виды туризма и рекреации в России: Бальнеология.
13.Основные виды туризма и рекреации в России: Социальный туризм.
14.Основные виды туризма и рекреации в России: Бизнес-туризм.
15.Основные виды туризма и рекреации в России: Морские и речные круизы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма: уч. пособие Кнорус, 2008 г.
Л1.2 Александрова А.Ю. География туризма: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Морозова Т. Г. Экономическая география России: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 Курс в Moodle "Туристское регионоведение России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
-Microsoft Office 2007
-Microsoft PowerPoint 2007

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ eLIBRARY.RU http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.