МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель Маслова Ольга Михайловна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Туристское ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов целостной системы знаний в области туристских ресурсов и их составных частях, ознакомление с различными классификациями туристских ресурсов, основными методами и критериями оценки природных и социально-культурных факторов развития ресурсной базы туризма и туристской деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:
- раскрытие основных положений и определений важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;
- выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала территорий; - характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств;
- анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;
- рассмотрение основных аспектов экологических основ использования и охраны туристских ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– теоретические положения, базовые понятия, цели и задачи туристского ресурсоведения;
– особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма;
– особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации туризма;
– особенности современной организации туристской деятельности;
– специфику ресурсоориентированных видов туризма в разных странах мира.
– основные аспекты охраны туристских ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать с различными группами источников – литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными;
- выявлять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских ресурсов;
– оценивать туристский потенциал отдельной территории;
– использовать основные методы и приемы оценки туристских воз-можностей территории в камеральных и экспедиционных условиях;
– применять основные концепции рекреационного ресурсоведения для анализа развития туризма на определенной территории;
– определять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских центров мира;
– собирать и анализировать информацию о рекреационных ресурсах, туристской освоенности и перспектив развития туризма в регионах России и мира;
– анализировать региональные особенности развития туризма и рекреации;
– характеризовать и проводить комплексную оценку туристских ресурсов отдельных стран и регионов;
– учитывать взаимодействие окружающей среды и туристской индустрии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– оценки природных ресурсов региона на основании литературы, справочников, путеводителей, карт, кадастров, реестров, – методикой разработки туристского маршрута;
– навыками оценки природных, историко-культурных, социально-экономических ресурсов региона на основании литературы, справочников, путеводителей, карт, кадастров, реестров, статистических данных;
– навыками оценки туристского потенциала отдельной территории;
– навыками составления кадастра туристских ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туристское ресурсоведение
1.1. Теоретические основы туристского ресурсоведения Лекции 1 4 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические основы туристского ресурсоведения Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Туристский потенциал территорий и методы его оценки Лекции 1 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Кадастр туристских ресурсов территории Практические 1 8 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Туристский потенциал территорий Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы оценки туристского потенциала территории Практические 1 8 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Методы оценки туристского потенциала территории Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные характеристики рельефа. Методы оценки рельефа для развития туризма Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. Природные ресурсы туризма и методы их оценки Практические 1 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Основные характеристики климата. Оценка биоклимата Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Водные объекты. Оценка водных объектов для рекреационного и спортивного туризма Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.12. Биологические ресурсы туризма Сам. работа 1 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Гидроминеральные ресурсы и их классификация Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.14. Уникальные природные лечебные ресурсы Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.15. Историко-культурные ресурсы туризма и методы их оценки Лекции 1 8 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.16. Оценка историко-культурного потенциала Практические 1 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.17. Оценка историко-культурного потенциала Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.18. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.19. Социально-экономические ресурсы туризма Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.20. Методы оценки социально-экономических ресурсов туризма Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.21. Территориальная организация туристских ресурсов Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.22. Территориальные системы рекреации и туризма Сам. работа 1 2 ПК-8 Л2.1
1.23. Охрана туристских ресурсов Сам. работа 1 2 ПК-8 Л2.1
1.24. Рекреационные нагрузки на природные комплексы Сам. работа 1 2 ПК-8 Л2.1
1.25. Экзамен 1 27 ПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кусков А.С., Лысикова В. Курортология и оздоровительный туризм: учеб.пособие Феникс, 2004 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Н. Гировка Рекреационные ресурсы: учебное пособие Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Туристское ресурсоведение» практические (семинарские) занятия занимают 30 % аудиторной нагрузки. Темы занятий отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.