МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биополимерные материалы в тканеинженерных конструкциях и биоискусственных органах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_СКФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Биополимерные материалы в тканеинженерных конструкциях и биоискусственных органах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с основными направлениями исследований в области тканевой инженерии, формирование представлений о тканеинженерных продуктах для регенерации кожи, хрящевой, костной и других тканей и технологиях их получения с использованием СКФ,о методах их исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
ПСК-10 Способность использовать сверхкритические флюидные обработки в промышленности для инактивации микроорганизмов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы сверхкритического флюидного состояния вещества
методы создания новых биокомпозиционных материалов с использованием СКФ условий
перспективные направления исследований в области биополимерных материалов и тканевой инженерии
иметь представление о тканеинженерных продуктах для регенерации кожи, хрящевой, костной и других тканей
иметь представление о СКФ технологиях получения новых имплантатов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы СКФ для разработки биополимерных материалов в тканеинженерных конструкциях и искусственных органах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практической работы в области получения биополимерных материалов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблематика полимерного биоматериаловедения
1.1. Основные понятия полимерного биоматериаловедения Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Требования, предъявляемые к полимерам медико-биологического назначения Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Актуальные исследования в области полимерных материалов биомедицинского назначения Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Материалы медико-биологического назначения Практические 3 4 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы изучения материалов биомедицинского назначения
2.1. Методы изучения биосовместимости и биодеструкции полимеров Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Токсиколого-гигиенический контроль биомедицинских материалов Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы изучения биосовместимости полимерных материалов Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
2.4. Токсиколого-гигиенический контроль биомедицинских материалов Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
2.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Современное представление о клеточных технологиях
3.1. Современное представление о клеточных технологиях Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
3.2. Современное представление о клеточных технологиях. Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
3.3. Правила работы с клеточными культурами Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
3.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 12 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Механизмы биодеструкции имплантов
4.1. Механизмы биодеструкции Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
4.2. Биоразрушаемые материалы Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
4.3. Тканевая реакция на импланты Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
4.4. Биодеструкция имплантируемых материалов Практические 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
4.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 12 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы создания новых биокомпозиционных материалов, конструкций и органов
5.1. Биокомпозиционные материалы Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
5.2. Испытания новых биоматериалов Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
5.3. Методы получения биокомпозиционных материалов различного назначения Практические 3 6 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
5.4. Методы создания биокомпозиционных материалов Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
5.5. Биоактивные полимерные композиты Практические 3 4 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1
5.6. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 16 ПК-2, ПК-3, ПСК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов приведен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Возможные темы рефератов приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фармацевтическая технология. Высокомолекулярные соединения в фармации и медицине [Электронный ресурс] : М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. , 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Л. Хенч, Д.Р. Джонс ; пер. Ю.Л. Цвирко, А.А. Лушникова. Хенч, Л.Л. Биоматериалы, искусственные органы и инжиниринг тканей : Москва : РИЦ "Техносфера", 2007. - 304 с. - (Мир биологии и медицины), 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115672
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Биополимерные материалы в тканеинженерных конструкциях и биоискусственных органах" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «Биополимерные материалы в тканеинженерных конструкциях и биоискусственных органах» изучается в течение одного семестра (3 семестр второй курс) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Биополимерные материалы в тканеинженерных конструкциях и биоискусственных органах» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары /практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет, периодические Интернет-издания;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- эффективное участие в работе группы при обсуждении практических заданий;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль по дисциплине проводится в форме зачета.
Методические указания к семинарским (практическим) занятиям
Практические занятия проводятся в форме дискуссии или развернутой беседы, на которых проходит обсуждение наиболее актуальных и значимых проблем получения биорезорбируемых и биосовместимых материалов для медицины, использования СКФ условий для получения биокомпозитов необходимых для трансплантологии, протезирования и других областей медицины, получения полимеров, обладающих собственной биологической активностью. Обсуждения направлены на освоение научных основ, эффективных методов и приемов решения конкретных практических задач, на развитие способностей к творческому использованию получаемых знаний и навыков. Основная цель проведения практического занятия заключается в закреплении знаний и формировании умений и навыков соответствующих компетенций.В ходе подготовки к занятию студенту следует просмотреть материалы лекции, а затем начать изучение учебной литературы. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Особое внимание необходимо уделить изучению доступных публикаций переодической печати, т.к. данная дисциплина опирается на современные достижения в этой области. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.