МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система национальных счетов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н, доцент, Вологдин Е.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Система национальных счетов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 10.05.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 10.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель заключается в усвоении студентами актуальных проблем современного национального счетоводства.
Задачи: Формирование у студентов четкого представления о современных подходах к оценке и анализу основных макроэкономических показателей, вникнуть в особенности построения системы национальных счетов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о СНС, как об основе международной методологии статистики, о предмете и методе СНС
об истории возникновения и развития СНС
об особенностях построения СНС, применяемой в России
о приоритетных направлениях анализа системы национальных счетов в современных условиях
о счетах специальных экономических операций
о задачах межотраслевого баланса
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать, систематизировать и обобщать статистическую информацию
- использовать основные формулы, уравнения и модели для проведения расчетов и решения задач
- самостоятельно строить основные счета системы
- рассчитывать основные макроэкономические показатели , отражаемые в СНС
- обладать навыками экономико-статистического анализа реальной, а не модельной экономики на основе информации СНС
- на основе данных СНС оценивать текущую экономическую конъюктуру и общий макроэкономический климат в стране, в регионе и в мире в целом
-обосновывать выбор метода анализа и полученные результаты
- работать с базами данных и другой информацией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• владения методами анализа и прогнозирования на основе показателей данных таблиц СНС;
• профессиональной терминологией в области макроэкономической статистики;
• работы с научной литературой, организации самостоятельного научного исследования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС.Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС. Платёжный баланс.
1.1. Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС. Практические 5 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в систему национальных счетов. Методологические основы СНС. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени. Практические 5 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методы исчисления ВВП. Сопоставление показателей СНС во времени. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС. Лекции 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС. Практические 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Методология составления и анализа национальных счетов. Система основных счетов СНС. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Секториальные счета экономики. Лекции 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Секториальные счета экономики. Практические 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Секториальные счета экономики. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Платёжный баланс. Лекции 5 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Платёжный баланс. Практические 5 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Платёжный баланс. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Межотраслевой баланс как инструмент изучения меж-отраслевых связей в СНС. Лекции 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС. Практические 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Межотраслевой баланс как инструмент изучения межотраслевых связей в СНС. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Валовой региональный продукт Практические 5 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Валовой региональный продукт Сам. работа 5 10
1.21. Сателлитные счета СНС. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.22. Статистика государственных финансов. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малых Н.И. Статистика: учебник и практикум для для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.Н. Долгова Т.Ю. Медведева СТАТИСТИКА: Учебник и практикум для бакалвров Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404117
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дудин М.Н., Лясников Н.В., Лезина М.Л. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.gks.ru
Э2 http://ak.gks.ru
Э3 http://www.minfin.ru
Э4 http://www.gks.ru
Э5 http://ak.gks.ru
Э6 http://www.minfin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Пакет статистического анализа
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс, базируясь на приемах и методах статистического исследования, является основополагающей методологической наукой. Данный курс определя-ет методологию изучения экономических процессов, лежащих в основе статистики отдельных отраслей, секторов и институциональных единиц, обеспечивает понимание особенностей на-ционального счетоводства и исходной информации в области макроэкономических процессов. В результате изучения данного курса студенты овладевают методологией оценки и анализа социально – экономических результатов развития экономики, умеют оценить вклад каждой отрасли, сектора, хозяйственного звена экономики в достижение этих результатов, умеют со-ставить статистические модели экономических процессов на основе СНС, используемой в ми-ровой практике для комплексной, взаимосвязанной характеристики экономики и ее результа-тов. Он ориентирован на подготовку и переподготовку специалистов, владеющих междуна-родной методологией, основанной на национальном счетоводстве. СНС рекомендована ООН и другими международными организациями и разрабатывается более чем в 150 странах мира.
Система национальных счетов (СНС) - основной раздел социально-экономической ста-тистики, изучающий экономику страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов. В СНС системно рассчитываются и анализируются показатели, состав-ляющие основу современной методологии макро-, мезо- и микроэкономического анализа, со-ответствующей международным стандартам и требованиям рыночной экономики. В связи с этим знание СНС является необходимым условием успешной профессиональной деятельности экономиста и дисциплина «СНС» занимает важное место в системе обучения студентов ву-зов.
Цель построения СНС – количественная характеристика макроэкономических процес-сов и их результатов, связанных с производством материальных благ и услуг, образованием, распределением, перераспределением и использованием доходов и с международной эконо-мической деятельностью. Эта характеристика осуществляется путем балансировки ресурсов и их использования на основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в балансо-вые таблицы (счета).
Актуальность дисциплины «Система национальных счетов» создает необходимость ее преподавания в виде лекционных курсов, проведения семинарских и практических занятий. На семинарах у студентов должны быть сформированы общие базовые понятия о системе по-казателей, принципах построения и методах анализа основных разделов СНС, а также о функ-ционировании российской экономики и ее взаимосвязях с остальным миром. На практических занятиях студенты должны понять методологию построения СНС, характеризующих эконо-мические и финансовые процессы в их взаимосвязи, приобрести практические навыки расче-тов и построения счетов статистического анализа макро-, мезо- и микроэкономических пока-зателей, а также должны научиться извлекать полезную информацию из системы националь-ных счетов и использовать знания методологии построения и анализа СНС в научной и прак-тической деятельности.