МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология развития и возрастная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 41 5 41 5
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 108 144 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология развития и возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, дпсхн. Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, дпсхн. Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: формирование системы понятий об общих закономерностях психологической изменчивости человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; обеспечить понимание процесса онтогенеза человека с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Задачи курса:
- ознакомить студентов с основными закономерностями и ходом психического развития, психологическими особенностями людей разных возрастов;
- дать представление о трудностях развития в разных возрастах;
- сформировать общие умения диагностировать и корректировать отклонения в психическом развитии на разных ступенях детства, используя структуру возраста в качестве критерия оценки процесса развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О базовых законах психического развития в онтогенезе; основных теоретического подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения к практике обучения и воспитания; о факторах риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно- психологические особенности человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.Адекватно учитывать возрастные особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей и подростков и в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Научного анализа теорий психического развития, отбора методов исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология развития человека
1.1. Понятие возраста и развития. Лекции 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.13, Л2.7
1.2. Основные теории развития в психологии. Практические 4 10 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.11
1.3. Предмет и методы возрастной психологии. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.8
1.4. Структура психологического возраста. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.1
1.5. Периодизация психического развития ребенка Л.С. Выготского и Д.Б Эльконина. Практические 4 6 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.9
1.6. Общение как источник и условие психического развития. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.15
1.7. Семья как фактор психического развития. Практические 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.7
1.8. Изучение дополнительной литературы по разделу Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.12, Л2.16
Раздел 2. Психология детства
2.1. Новорожденность и младенческий возраст. Лекции 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л2.4
2.2. Кризис 1 года. Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.9
2.3. Ранний возраст. Кризис 3 лет. Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.10
2.4. Дошкольный возраст, онтогенез игры и продуктивных видов деятельности. Лекции 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.4
2.5. Дошкольный возраст, онтогенез игры и продуктивных видов деятельности. Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.12
2.6. Кризис 7 лет и проблема психологической готовности ребенка к учебной деятельности Лекции 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.7. Кризис 7 лет и проблема психологической готовности ребенка к учебной деятельности Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.5
2.8. Младший школьный возраст. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.2
2.9. Структура и особенности учебной деятельности. Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.16
2.10. Подростковый возраст Лекции 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.11
2.11. Основные проблемы развития. Практические 4 4 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.11
2.12. Детская и юношеская субкультура. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.16
2.13. Юношеский возраст. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.16
2.14. Основные проблемы развития Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.11
2.15. Повторение раздела, подготовка к беседе Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л2.11, Л2.2, Л2.16
Раздел 3. Психология взрослости и старости
3.1. Этапы взрослости и их психологическая характеристика. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.14, Л2.15
3.2. Этапы взрослости и их психологическая характеристика. Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.14
3.3. Психология развития человека в период старости. Лекции 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.11
3.4. Психология развития человека в период старости. Практические 4 2 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.15
3.5. Повторение всех разделов, подготовка к экзамену Сам. работа 4 1 ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.14, Л2.15, Л2.11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы

УП: 37_03_01-14-2-2016.plm.xml стр. 6
1) Предмет и задачи возрастной психологии. Современные проблемы возрастной психологии.
2) Методы возрастной психологии.
3) Факторы развития психики ребенка, движущие силы психического развития.
4) Деятельность как основа психического развития. Понятие ведущего вида деятельности.
5) Соотношение понятий «развитие» и «обучение» в возрастной психологии.
6) Влияние наследственности на развитие личности
7) Влияние среды на развитие личности: основные виды, ниша развития, жизненный путь личности.
8) Значение революционных, эволюционных и ситуационных изменений в развитии личности.
9) Теории психического развития: генотипические, средовые, функциональные.
10) Принципы и критерии построения периодизации психического развития.
11) Периодизация возрастов по Л.С. Выготскому
12) Периодизация детства по Д.Б. Эльконину.
13) Периодизации психического развития З. Фрейда.
14) Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона.
15) Ж. Пиаже о стадиальности детского развития.
16) Кризис новорожденности. Кризис первого года жизни.
17) Особенности физического развития в раннем детстве.
18) Особенности когнитивного и языкового развития младенца.
19) Эмоциональное развитие в раннем детстве.
20) Психосоциальное развитие: особенности общения со взрослыми и сверстниками, привязанность ребенка и её значение.
21) Особенности физического развития в дошкольном возрасте.
22) Когнитивное и языкового развития развитие в дошкольном возрасте.
23) Игра как ведущая деятельность, значение и виды игровой деятельности.
24) Изменение самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
25) Кризис трех лет.
26) Особенности общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
27) Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению. Кризис 7 лет.
28) Особенности физического развития младшего школьника.
29) Учебная деятельность, ее компоненты. Проблема взаимосвязи игры и учения.
30) Проблемы адаптации ребенка к школе. Влияние родителей и половых различий детей на успехи в школе.
31) Особенности развития психических функций младшего школьника.
32) Мотивация и самооценка в учебной деятельности младшего школьника.
33) Развитие «Я» – концепции в младшем школьном возрасте, влияние семьи, отношения со сверстниками.
34) Пубертатный кризис.
35) Половая идентичность и сексуальное поведение в подростковом возрасте.
36) Развитие психических функций и самосознания в подростковом возрасте.
37) Эмоциональная нестабильность и подростковые проблемы.
38) Основные линии развития жизненного мира в подростковом возрасте.
39) Формирование чувства взрослости и Я-концепция в подростковом возрасте.
40) Характеристика когнитивных психических процессов подростка.
41) Причины побегов из дома в подростковом возрасте.
42) Основные виды деструктивного поведения
43) Психологическая виктимизация личности.
44) Виды насилия, последствия их влияние на психическое развитие ребенка.
45) Психологическая помощь пострадавшим от психического насилия.
46) Характеристика взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми.
47) Особенности общения со взрослыми и сверстниками в старшем школьном возрасте.
48) Профессиональное самоопределение старшеклассника.
49) Особенности развития самосознания личности в ранней юности.
50) Особенности познавательных процессов в ранней юности.
51) Психосоциальная характеристика старшеклассника.
52) Возрастные новообразования в молодости.
53) Когнитивная непрерывность развития в ранней взрослости.
54) Периодизация и задачи развития у взрослых.
55) Профессиональный цикл развития.
56) Психосоциальное развитие в ранней взрослости.
57) Кризис 30 лет.
58) Психосоциальное и когнитивное развитие в средней взрослости.
59) Соотношение хронологического, психологического и биологического возраста в период зрелости.
60) Физические аспекты старения.
61) Когнитивные изменения в пожилом возрасте.
62) Взаимоотношения с детьми в зрелом возрасте.
63) Личность и старение.
64) Кризис ухода на пенсию, смена статуса.
65) Семейные и личные отношения в период поздней зрелости.
66) Особенности отношения к смерти в поздней зрелости.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Что значит любить ребенка? (на материале литературных сказок Г. Гессе, О. Уальда, Г.-Х. Андерсена)
2. психологические особенности ребенка младшего школьника (по произведениям А. Барто, Н. Носова, В. Драгунского)
3. Потрет подростка в произведениях Г. Гессе, А.П. Чехова.
4. Мой главный поступок в жизни (от лица человека старческого возраста) – эссе




5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении к программе

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М. : Академия, 2011
Л1.2 Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник М.: Юрайт, 2011
Л1.3 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ананьев, Борис Герасимович Избранные труды по психологии [под ред. Н. А. Логиновой; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров]. Развитие и воспитание личности.: СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007
Л2.2 Эльконин Д. Б. Психология игры: М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1999
Л2.3 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: : : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2004
Л2.4 Г. А. Урунтаева Психология детства в художественной литературе XIX-XX веков: хрестоматия-практикум; учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений М. : Академия, 2001
Л2.5 Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие. М. : Академия,, 2009
Л2.6 Г. В. Бурменская Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие М. : [МПСИ], 2007
Л2.7 Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие М. : Академия, 2003
Л2.8 Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: М. : Смысл, 2009
Л2.9 Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка: М. : [НПО МОДЭК], 2001
Л2.10 Ж. Пиаже, Б. Инхельдер Психология ребенка: СПб. : Питер, 2003
Л2.11 / Грэйс Крайг, Дон Бокум; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко Психология развития: СПб. : Питер, 2007
Л2.12 Н. Л. Белопольская [и др.] Самосознание проблемных подростков: М. : Ин-т психологии РАН, 2007
Л2.13 И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия М. : Академия, 2007
Л2.14 Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов. М. : ТЦ Сфера, 2004
Л2.15 Носкова, Наталья Витальевна Психология возрастного развития человека: учеб. пособие к курсу Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004
Л2.16 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие М. : Флинта, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://rutube.ru/tracks/2279398.html?v=4cb0db3f407ef898d551f3f260c4f56e
Э2 http://www.psychology.ru/
Э3 http://www.hobbitaniya.ru/andersen/andersen55.php
Э4 http://www.ipk.alien.ru
Э5 http://www.psyanima.ru/journal/2008/1/2008n1a3/2008n1a3.pdf
Э6 Курс в Психология развития и возрастная психология/Общая и возрастная психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Образовательный портал АГУ
http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2019

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2019

http://rutube.ru/tracks/2279398.html?v=4cb0db3f407ef898d551f3f260c4f56e
http://www.psychology.ru/
http://www.hobbitaniya.ru/andersen/andersen55.php
http://www.ipk.alien.ru
http://www.psyanima.ru/journal/2008/1/2008n1a3/2008n1a3.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации подготовки к аттестации:
Для успешного освоения компетенций при изучении, закреплении знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины (курса, модуля) студентам заочной формы обучения рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2. Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п.
3. Выполнение практических заданий, предусмотренных в рамках программы дисциплины (курса, модуля), практической частиэкзамена (если таковая имеется).

4.2. Методические рекомендации подготовки письменной работы:

При подготовке письменной работы (реферата, доклада, эссе ...) учитывается качество, как самой работы, так и её устной защиты, представления. К письменной работе (реферату) предъявляются следующие требования:
1. Корректность сформулированных целей и задач работы и соответствие им содержания работы.
2. Самостоятельность подхода автора к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснование собственного подхода к решению исследовательских проблем.
3. Логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заключения, связь и преемственность между частями работы, между теоретическими и практическими аспектами исследования.
4. Качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматриваемых проблем.
5. Правильность формулировок, точность определений, грамотность изложения.
6. Корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников, использование источников на иностранных языках.
7. Соответствие оформления реферата установленным требованиям, аккуратность оформления, отсутствие в тексте орфографических и грамматических ошибок (особенно при использовании специальной терминологии).
8. Соответствие работы стандартам профессиональной этики.

УП: 37_03_01-14-2-2016.plm.xml стр. 9
Методические рекомендации подготовки к семинарским / практическим занятиям:

Методические рекомендации подготовки к семинарским занятиям:
На семинарском занятии закрепляется обучение студентов самостоятельной работе с литературой и вспомогательным материалом. Студенты вырабатывают навык исследования по проблемным вопросам курса.
Целью семинарского занятия является проверка усвоения программного материала по дисциплине, осуществление контроля и помощи в организации самостоятельной работы студента.
Семинарские занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях, при изучении рекомендуемой учебной и научной литературы. Во время занятий проводятся чтение, комментирование, обсуждение важнейших проблем, решение задач, представление самостоятельно подготовленных рефератов и док¬ладов по предложенным или самостоятельно выбранным темам.
Главное условие успешности в освоении учебной дисциплины - систематические занятия. Работа студента над любой темой должна быть целеустремленной. Для этого нужно ясно представлять себе цель конкретного занятия и план его проведения.
Занятие проводиться после самостоятельного изучения материала по теме учебной программы. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать как учебную литературу, нормативные акты, относящиеся к изучаемой теме, так и научные работы монографического характера.
Семинарское занятие включает доклады студентов по вопросам для самостоятельного изучения.
Изучение соответствующих положений программы дисциплины и дополнительного материала по теме занятия имеет важное значение, поскольку в них, с одной стороны, дается систематизированное изложение материала, а с другой – излагаются новые соображения, выдвинутые практикой, сообщаются сведения об изменениях в законодательстве и т.п.
Не следует ограничивать подготовку только ознакомлением с лекциями. При всем их совершенстве и полноте конспектирования лекции не могут исчерпать относящийся к теме материал. Лектор всегда оставляет немало вопросов для самостоятельного изучения студентами специальной литературы.
Изучение специальной литературы целесообразно начинать с чтения учебника и учебного пособия. После их изучения легче понимаются рекомендованные монографии, журнальные статьи.
При подготовке студентам не следует стремиться к многократному чтению нормативного, научного и учебного материала: оно нередко приводит к механическому запоминанию. Нужно с первого же раза читать внимательно, вдумчиво. Очень важно при этом выделять основные признаки института. Не следует оставлять без внимания встретившиеся положения, известные уже из других дисциплин, ибо общие положения имеют специфическое в каждой дисциплине освещение, раскрываются под определенным, новым углом зрения. Особенно важно запомнить нормативные акты, их наименование.
Для усвоения материала, а также развития устной речи, умения убедительно и аргументи¬ровано высказывать собственную мысль студент должен обязательно выступать на семи¬нарских занятиях. Активное участие в работе семинара является необхо¬димым условием для получения студентом положительной оценки за весь пройденный общий курс.
Также рекомендуется использовать инновационные формы подготовки к семинарам, в том числе использование средств мультимедийной техники, подготовка электронных презентаций.

Методические рекомендации подготовки к практическим занятиям:
Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.
Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов. В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:
1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;
2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;
3) выступать перед аудиторией;
4) рационально усваивать категориальный аппарат;
5) формировать навыки выполнения практических заданий.
Самоподготовка к практическим занятиям включает такие виды деятельности как:
1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы;
2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного).