МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования в рекламе и связях с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильЭкспертиза рекламных и PR-продуктов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_ЭРП-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 18 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 0 0 6 6
Практические 22 22 22 22 22 22 66 66
Сам. работа 44 44 50 50 50 50 144 144
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
д.социол.н., профессор, Ковалева Алла Владимировна;д.филол.н., профессор, Халина Наталья Васильевна

Рецензент(ы):
к.социол.н., доцент, Кальнеус Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование представления о природе научного знания, его месте и роли в системе социогуманитарного знания; систематизация мировоззренческих компонентов, включенных в различные области гуманитарного знания и культуру в целом; изучение методологических принципов научного исследования в профессиональной сфере, подготовка обучающихся к написанию магистерской диссертации.
Задачи обучения:
изучение особенностей современного этапа развития научного знания и характерных для него методологических проблем;
Формирование системного представления об основных этапах осуществления научных исследований в области рекламы и связей с общественностью, а также их содержании;
Выработка умения выстраивать собственные стратегии исследовательского поиска, самостоятельно устанавливать его цели, задачи и гуманитарный смысл;
Выработка умения подготовить исследовательский проект по одной из выбранных тем и защитить его;
Подготовка обучающихся к написанию магистерской диссертации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-2 Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию и методику системного анализа, критического анализа проблемных ситуаций, стратегического управления, тенденции развития общественных и государственных институтов и формы их представления в коммуникационных продуктах различного типа.
основные требования к подготовке научных публикаций.


3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять системный анализ, критический анализ проблемных ситуаций, выявлять причинно- следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов, вырабатывать стратегию действий, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных, представлять полученные результаты в виде научных публикаций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами системного и критического анализа, стратегического управления, научно-исследовательской деятельности в профессиональной сфере; использования результатов анализа при создании текстов рекламы и связей с общественностью и (или) иных коммуникационных продуктов навыками подготовки научных публикаций.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научных исследований в профессиональной сфере.
1.1. Научное исследование: понятие, формы, содержание. Лекции 1 2 УК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Научное исследование: понятие, формы, содержание. Практические 1 2 УК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Научное исследование: понятие, формы, содержание. Сам. работа 1 22 УК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Этапы научного исследования. Лекции 1 2 УК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Этапы научного исследования. Практические 1 6 УК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Этапы научного исследования. Сам. работа 1 10 УК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Общенаучные методы и их использование в научных исследованиях в сфере рекламы и связей с общественностью. Лекции 1 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Общенаучные методы и их использование в научных исследованиях в сфере рекламы и связей с общественностью. Практические 1 14 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Общенаучные методы и их использование в научных исследованиях в сфере рекламы и связей с общественностью. Сам. работа 1 12 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Подготовка научной публикации.
2.1. Научная статья: понятие, виды Практические 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Научная статья: понятие, виды Сам. работа 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Требования к содержанию научной статьи. Практические 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Требования к содержанию научной статьи. Сам. работа 2 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Требования к техническому оформлению научной статьи. Практические 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Требования к техническому оформлению научной статьи. Сам. работа 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Подготовка научной статьи по проблемам профессиональной деятельности. Практические 2 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Подготовка научной статьи по проблемам профессиональной деятельности. Сам. работа 2 14 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.9. Презентация научной статьи по проблемам профессиональной деятельности Практические 2 10 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.10. Презентация научной статьи по проблемам профессиональной деятельности Сам. работа 2 22 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Диссертация как вид научного исследования в профессиональной сфере.
3.1. Магистерская диссертация как вид научного исследования: общие положения. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Магистерская диссертация как вид научного исследования: общие положения. Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Требования к выбору темы магистерской диссертации. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Требования к выбору темы магистерской диссертации. Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Требования к структуре магистерской диссертации. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Требования к структуре магистерской диссертации. Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Требования к содержанию магистерской диссертации. Практические 3 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Требования к содержанию магистерской диссертации. Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Требования к стилю магистерской диссертации. Практические 3 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.10. Требования к стилю магистерской диссертации. Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.11. Требования к выполнению профессиональной этики. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.12. Требования к выполнению профессиональной этики. Сам. работа 3 12 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.13. Составление рабочего плана магистерской диссертации и подбор литературы. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.14. Составление рабочего плана магистерской диссертации и подбор литературы. Сам. работа 3 12 УК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Пивоев Философия и методология науки : учебное пособие / - 2-е изд. М. : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652
Л1.2 Г.И. Рузавин Методология научного познания : учебник М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
Л1.3 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Основы научных исследований Дашков и Ко, , 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Гильдии маркетологов www.marketologi.ru
Э2 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э3 портал РБК marketing.rbc.ru
Э4 журнал 4P маркетинг www.4p.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Методические указания по написанию курсовой работы содержатся в отдельных методических рекомендациях по подготовке и защите курсовых работ на факультете массовых коммуникаций, филологии и политологии (кафедра связей с общественностью и рекламы)