МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиаэстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиаэстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.03.2015г. №271)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является - формирование готовности студента, в опоре на теоретическое и практическое владение основными категориями искусства, психологии искусства и эстетики, грамотно выявлять, характеризовать, представлять и оценивать психологическое, художественное и эстетическое воздействие и содержание медиатекстов на культуру личности, группы и общества.
Для достижения цели ставятся задачи:
ознакомление студентов со спецификой целевой, художественной и эстетической образности медиатекстов;
развитие творческой готовности и умений выпускника выделять, анализировать и оценивать художественную составляющую медиаконтента и его отдельных элементов;
закрепление навыков студентов по выявлению, изучению и обоснованной оценке эстетического содержания медиатекстов как произведений массового искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
ПК-7 обладанием базовыми представлениями в области визуализации информации, ее технического воплощения и способностью в сотрудничестве с дизайнерами и программистами создавать инфографические изображения, виртуальные миры, компьютерные игры, шоу-румы и презентации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные ценности и нормы мировой и российской медиакультуры, медиакультурологии, медиаискусства, медиаэстетики и медиакритики;
систему общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры; значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
основные прецеденты мировой и российской медиакультуры, медиаискусства, медиаэстетики и медиакритики; принципы, нормы и правила критической деятельности в медиасфере;
базовые представления в области визуализации информации и ее технического воплощения гуманистические ценности эстетической аналитики и критики, принципы, нормы и правила эстетической оценки медиатекста;
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и анализировать информационное, психологическое, художественное и эстетическое содержание и своеобразие медиатекстов; формулировать и отстаивать свои представления о психологической, художественной и эстетической ценности артефактов медиакультуры;
ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры;
распознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
реализовывать программу комплексной оценки и экспертизы артефактов медиаискусства;
в сотрудничестве с дизайнерами и программистами создавать инфографические изображения, виртуальные миры, компьютерные игры, шоу-румы и презентации;
осуществлять экспертную оценку артефактов медиаискусства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о социокультурной важности гуманистических (морально-этических, художественных, эстетических, коммуникативных, когнитивных, гедонистических) ценностей при оценке артефактов медиаискусства;
технологиями взаимодействия со специалистами, необходимыми для создания медиапродуктов; технологиями создания медиапродуктов;
готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе и в медиасообществе морально-этических и психологических принципов и правил профессионального и межличностного общения; навыками использования методов оценки артефактов медиакультуры и медиаискусства;
способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
Навыками художественной и эстетической экспертизы актуальных артефактов медиакультуры и медиаискусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы медиаэстетики
1.1. Медиакультура, медиаискусство и медиаэстетика: истоки, ценности, этапы развития, структура и специфика. Лекции 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.2. Медиакультура, медиаискусство и медиаэстетика: истоки, ценности, этапы развития, структура и специфика. Практические 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.3. Медиакультура, медиаискусство и медиаэстетика: истоки, ценности, этапы развития, структура и специфика. Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.4. Психология созидания, восприятия и оценки медиаискусства и его артефактов. Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.5. Психология созидания, восприятия и оценки медиаискусства и его артефактов. Практические 7 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.6. Психология созидания, восприятия и оценки медиаискусства и его артефактов. Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.7. Основные современные концепции «неклассической» эстетики. Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.8. Основные современные концепции «неклассической» эстетики. Практические 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.9. Основные современные концепции «неклассической» эстетики. Сам. работа 7 6 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.10. Эстетика постмодернизма. Проблема соотношения эстетики авангарда и постмодернизма Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.11. Эстетика постмодернизма. Проблема соотношения эстетики авангарда и постмодернизма Практические 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.12. Эстетика постмодернизма. Проблема соотношения эстетики авангарда и постмодернизма Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.13. Эстетическое содержание и эстетическая типология медиатекста Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.14. Эстетическое содержание и эстетическая типология медиатекста Практические 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.15. Эстетическое содержание и эстетическая типология медиатекста Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.16. Эстетические идеалы и ценности медиатекста. Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.17. Эстетические идеалы и ценности медиатекста. Практические 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.18. Эстетические идеалы и ценности медиатекста. Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.19. Критерии оценки эстетического содержания артефактов медиакультуры. Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.20. Критерии оценки эстетического содержания артефактов медиакультуры. Практические 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.21. Критерии оценки эстетического содержания артефактов медиакультуры. Сам. работа 7 6 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основы медиакритики
2.1. Сравнительный анализ и оценка критических медиатекстов. Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.2. Сравнительный анализ и оценка критических медиатекстов. Практические 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.3. Сравнительный анализ и оценка критических медиатекстов. Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.4. Медиаискусство и медиаэтика Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.5. Медиаискусство и медиаэтика Практические 7 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.6. Медиаискусство и медиаэтика Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.7. Виртуальная реальность и художественный образ Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.8. Виртуальная реальность и художественный образ Практические 7 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.9. Виртуальная реальность и художественный образ Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.10. Эстетика рекламы и масс-медиа Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.11. Эстетика рекламы и масс-медиа Практические 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.12. Эстетика рекламы и масс-медиа Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Усова, М.Т. История зарубежного искусства: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Васильева, М.Г История мировой литературы и искусства : учебное пособие : Издательство СибГУФК, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336083
Л1.3 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
Л1.4 Руднев, В.Н. Эстетика. История мировой литературы и искусства : учебное пособие: М. ; Берлин : Директ-Медиа, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363409
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин, Александр Петрович Мировая художестве¬нная культура учеб. для вузов : М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2008-
Л2.2 . Е. Л. Вартанова Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов: М. : Аспект Пресс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.