МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Андрухова Татьяна Витальевна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников Владимир Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников Владимир Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Информатика» должна способствовать активизации самостоятельной деятельности студентов, развитию их творческого потенциала, способности ставить перед собой задачу и решать ее, сформировать у них умения и навыки самостоятельного анализа процесса поставки и решения проблемы, заложить основы для самостоятельной разработки программных продуктов учебного назначения.
Результатом освоения содержания дисциплины «Информатика» являются: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером;
способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные; готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы использования цифровых технологий в дизайне и прикладном искусстве;
основные понятия теории информации и алгоритмы работы с программным обеспечением;
историю и главные направления развития электронно-вычислительной техники;
основные технологии информационных сетей и сети Интернет и понятие операционной системы и назначение операционных оболочек;
назначение и принципы основных программных комплексов: текстовых и графических редакторов, операционных оболочек, электронных таблиц, баз данных, специализированных пакетов по конкретным предметным областям;
основные направления использования компьютеров в современном обществе, а также понятия: мультимедиа, виртуальная реальность, компьютерные сети, искусственный интеллект;
базовые технологии создания, хранения и переработки различных видов информации: текстовой, графической, числовой.
3.2.Уметь:
3.2.1.читать литературу по информатике, рассчитанную на конечного пользователя (документацию к программным средствам, книги с описанием возможностей и технологиями использования ПО);
использовать операционную систему Windows;
работать с компьютером и периферийными устройствами;
вводить текстовую и визуальную информацию для создания файла в графическом формате;
обрабатывать текстовую и визуальную информацию в графических редакторах;
моделировать формы в графических редакторах;
пользоваться инструментальными возможностями графических программ;
создавать виртуальную пространственную среду в графических редакторах
работать с наиболее распространенными видами интерфейсов «Человек – компьютер»;
осваивать самостоятельно технологии использования незнакомых программных средств;
пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронной таблицей, базой данных, архиватором и антивирусными пакетами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами скоростной печати на клавиатуре;
рациональными приемами использования компьютерных программ в исследовательской и учебной работе;
в структурировании процесса работы с программным обеспечением;
создания виртуального изображения на основе исходных данных;
использования возможности различных графических пакетов для создания виртуального изображения;
использования возможности различных графических пакетов для представления проектных материалов в цифровой форме;
использования возможности различных графических пакетов для создания медиа-проектов и их презентаций;
создания иллюстраций в графических редакторах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Программное обеспечение персонального компьютера
1.1. Классификация программного обеспечения. Операционные системы. Пакеты прикладных программ Лекции 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
1.2. Программное обеспечение персонального компьютера. Знакомство с операционными системами. Программное обеспечение ПК. Сопоставление Linux и Windows. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Текстовый процессор
2.1. Структура окна программы. Строка меню. Функции команд панелей инструментов. Режимы работы с текстом. Режим разметки: разметка страницы, действительное расположение объектов документа на странице. Режим предварительного просмотра. Набор и редактирование текста.Элементы формата шрифта. Создание колонтитулов. Встраивание в документ рисунков.Обтекание привязанного рисунка. Встраивание в документ автофигур. Вставка в документ гиперссылок на другие файлы-документы. Подготовка текста к печати. Работа с таблицами.Создание и форматирование таблиц. Мастер диаграмм Лекции 1 1 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
2.2. Работа с текстом. Набор и редактирование текста.Создание колонтитулов. Встраивание в документ рисунков.Обтекание привязанного рисунка. Встраивание в документ автофигур. Вставка в документ гиперссылок на другие файлы-документы. Подготовка текста к печати. Работа с таблицами.Создание и форматирование таблиц. Мастер диаграмм Практические 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
2.3. Текстовый процессор Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Электронные таблицы
3.1. Структура окна программы. Знакомство с набором функций электронных таблиц. Построениеграфиков по числовым данным. Пересчет графиков и формул при изменении исходных данных. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
3.2. Набор электронных таблиц.Построение графиков по числовым данным. Пересчет графиков и формул при изменении исходных данных. Практические 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
3.3. Электронные таблицы Сам. работа 1 5 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Компьютерная графика
4.1. Растровая и векторная графика. Графические форматы. Графические форматы, используемые для веб. Преобразования форматов. Цветовые палитры. Подготовка изображения для веб. Сканирование изображений. Работа с цифровым фотоаппаратом. Масштабирование изображений. Получение качественного изображения. Свойства форматов bmp, jpg, gif, png, tiff. Обзор графических редакторов Лекции 1 1 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л3.2, Л2.7, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
4.2. Работа с графическими форматами. Преобразования форматов. Работа с цветовыми палитрами. Подготовка изображения для веб. Сканирование изображений. Работа с цифровым фотоаппаратом. Масштабирование изображений. Получение качественного изображения. Форматы bmp, jpg, gif, png, tiff. Практические 1 1 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л2.6, Л3.2, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
4.3. Компьютерная графика Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.2, Л2.7, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Работа с диаграммами
5.1. Построение различных типов диаграмм доступными средствами Практические 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
5.2. Работа с диаграммами Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 6. Составные документы
6.1. Работа с большими документами. Организация совместной работы. Практические 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
6.2. Составные документы Сам. работа 1 5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 7. Основы сайтостроения
7.1. Знакомство с HTML. Освоение WEB-редакторов, в том числе визуальных. Лекции 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1
7.2. Визуальные WEB-редакторы и работа с ними Практические 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
Раздел 8. Интернет, поисковые системы
8.1. Браузеры. Почта. Поиск информации в интернете. Браузеры Google Chrome, Firefox и др. Практические 1 0,5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л3.1
8.2. Интернет, поисковые системы Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Быкова Искусство создания базы данных в Microsoft Office Access 2007 [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Т.П. Куль Операционные системы [Электронный ресурс]: учебное пособие Минск : РИПО, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Г. Е. Кедрова [и др.] ; под ред. Г. Е. Кедровой Информатика для гуманитариев [Электронный ресурс]: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 В. П. Зимин Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Р.Ю. Царев, А.Н. Пупков, В.В. Самарин и др. Теоретические основы информатики [Электронный ресурс]: учебник Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Гураков, А.А. Лазичев Информатика: Введение в Microsoft Office [Электронный ресурс]: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 А.О. Савельев, А.А. Алексеев. Основы клиентской разработки [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 А.О. Савельев. Введение в облачные решения Microsoft [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Р.С. Борисов, А.В. Лобан. Информатика (базовый курс) [Электронный ресурс]: учебное пособие М.: Российская академия правосудия, 2014 znanium.com
Л2.5 Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков и др. Информатика [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Флинта, 2011 biblioclub.ru
Л2.6 В.Д. Магазанник Человеко-компьютерное взаимодействие [Электронный ресурс]: учебное пособие Москва : Логос, 2007 biblioclub.ru
Л2.7 В.П. Молочков Основы фотографии [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.8 А.Н. Прохоров Работа в современном офисе [Электронный ресурс]: Учебная литература для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Д.Д. Рудер, Я.И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 А.И. Митин, Н.В. Свертилова. Компьютерная графика [Электронный ресурс]: справочно-методическое пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Znanium.com znanium.com
Э3 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э5 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информатика и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru/;
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru;
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru;
Теоретический минимум по информатике http://teormin.ifmo.ru;
Коллекция обучающих видеоуроков по компьютерной графике и программированию. http://www.videoyroki.info/;
Тестирование http://i-exam.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к проведению занятий по дисциплине «Информатика» преподаватель исходит из того, что студенты владеют основами использования средств информационно-коммуникационных технологий, а также знакомы с основными понятиями школьного курса информатики.
Во время выполнения заданий в учебной аудитории студент может консультироваться с преподавателем, определять наиболее эффективные методы решения поставленных задач. Если какая-то часть задания остается не выполненной, студент может продолжить её выполнение во время внеаудиторной самостоятельной работы.
В курсе дисциплины «Информатика» предусмотрен значительный объём самостоятельной работы студентов, которая включает изучение лекционного материала, учебной литературы, обучающих Интернет-ресурсов; подготовку к выполнению лабораторного практикума и контрольных работ, самоконтроль знаний в форме компьютерного тестирования.