МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Шимко Е.А.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент , Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 ФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №937)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников Владимир Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников Владимир Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть теоретические основы информатизации современного общества и функциональные возможности используемых в образовании средств ИКТ
рассмотреть классификацию современных ИКТ и области их применения в образовании;
обеспечить владение современными средствами ИКТ для поиска, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для организации обучения физике;
сформировать умение организовывать учебно-воспитательный процесс с применением ИКТ для повышения его эффективности;
сформировать умение применять современные ИТ в образовании при изучении физических явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.15.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасность и угрозу, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности
ПК-9 способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления и тенденции развития новых образовательных технологий и информационных технологий в образовании;
основные принципы работы с ресурсами в виртуальной образовательной среде (эксперимент, лабораторные работы, задачи, тесты, обобщающие таблицы и сосновные принципы работы с ресурсами в виртуальной образовательной среде; принципы создания виртуальной образовательной среды на основе MOODLE; сущность процесса обеспечения информационной безопасности.
назначение, области применения и способы реализации новых информационных и коммуникационных
технологий в спциальном образовании;
основные принципы, методы и приемы работы с некоторыми программными средствами (области применения базовых функциональных элементов системы MOODLE в учебном процессе);
основы организации учебного процесса в высшем учебном заведении на основе виртуальной образовательной среды;
способы формирования элементов различных курсов в системе MOODLE
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернета для решения задач профессиональной деятельности;
использовать информационную поисковую систему для создания ресурсов виртуальной образовательной среды;
проводить анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области разработки ресурсов виртуальной образовательной среды;
использовать ресурсы Интернета для решения задач обучения;
создавать элементы различных курсов в системе MOODLE
осуществлять отбор педагогических технологий и эффективно реализовать в практике виртуальной образовательной среды;
выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса, решения его задач, а также для организации образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами самостоятельной работы с современными программными средствами и навыками коммуникации в виртуальной образовательной среде;
опытом обобщения, анализа, восприятия информации при изучении физических явлений;
использования компьютеров и информационных технологий с учетом требований информационной безопасности;
опытом постановки образовательных целей и выбору путей их достижения;
навыками использования новых информационных и коммуникационных технологий в процессе организации образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информационные технологии в образовании
1.1. Понятие информационных и коммуникационных технологий, цели и задачи их использования в профессиональной деятельности Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2
1.2. Классификация и дидактические функции информационных образовательных ресурсов при обучении физике Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.5
1.3. Виртуальная образовательная среда Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1
1.4. ИКТ в реализации системы контроля и оценки результатов образования Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Оценка результата обучения на основе определенных критериев Практические 7 2 ПК-9 Л2.1, Л1.4
1.6. Классификация и дидактические функции информационных образовательных ресурсов при обучении физике. Оценка результата обучения на основе определенных критериев Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.4
Раздел 2. Средства информационных технологий в сфере образования
2.1. Демонстрационно-обучающие материалы (видеофильмы физических опытов, анимация физических явлений) Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.3, Л1.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.2. Использование демонстрационно-обучающих материалов по определенной теме курса физики Практические 7 2 ПК-9 Л1.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6
2.3. Создание минимального текста к видеоролику физического опыта (согласно циклу научного познания) Лабораторные 7 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.4. Демонстрационно-обучающие материалы (видеофильмы физических опытов, анимация физических явлений) Сам. работа 7 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.5. Роль и место задач при изучении физики с применением IT Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6
2.6. Способы презентации решения задач различного уровня сложности Практические 7 2 ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.7. Создание презентации контекстных задач различного уровня сложности по определенному разделу курса физики Лабораторные 7 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.8. Роль и место задач при изучении физики с применением IT Сам. работа 7 8 ОПК-4, ПК-9
2.9. Теория и практика создания тестов для системы образования Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6
2.10. Создание банка тестовых заданий в системе MOODLE Практические 7 4 ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.11. Создание тематического теста в системе MOODLE Лабораторные 7 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.12. Создание банка тестовых заданий в системе MOODLE Сам. работа 7 8 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.13. Виртуальные лабораторные работы Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6
2.14. Виртуальные лабораторные работы Практические 7 2 ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.15. Содание методических рекомендаций к виртуальной лабораторной работе по поределенному разделу курса физики Лабораторные 7 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.16. Создание структурно-логической схемы изучения физического явления или ментальной карты Практические 7 4 ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.17. Создание структурно-логической схемы изучения физического явления или ментальной карты Сам. работа 7 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.3, Л2.6
2.18. Учебно-методические материалы для интерактивной доски Smart Лекции 7 2 ОПК-4 Л2.5, Л1.5, Л2.6
2.19. Учебно-методические материалы для интерактивной доски Smart Практические 7 2 ПК-9 Л1.5, Л2.6
2.20. Работа с электронными библиотечными каталогами Лабораторные 7 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.6
2.21. Учебно-методические материалы для интерактивной доски Smart Сам. работа 7 8 ОПК-4, ПК-9 Л1.5, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров М.: Дашков и Ко // ЭБС "ONLINE", 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.4 Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) [Электронный ресурс]: учебное пособие М.: Логос, 2012 . // ЭБС «Университетская библиотека online»,
Л1.5 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Газенаур Е.Г. Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб. пособие Изд-во ТГПУ, 2009
Л2.2 Комзолов С.В. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности: учебное пособие Томск: Издательство ТУСУР, 2012
Л2.3 В.А. Алешкевич, Л.Г. Деденко, В.А. Караваев Курс общей физики. Механика [Электронный ресурс]: учебное пособие М. : Физматлит, 2011 e.lanbook.com
Л2.4 Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография М.: "ФЛИНТА" , 2013
Л2.5 под ред. С. В. Симоновича Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2009
Л2.6 Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики: учебник М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
MSOffice, MSWord, MSExcel, MSPowerPoint, MSAccess
Adobe Photoshop, MS Paint
WinRAR, WinZIP
Far Manager, Total Commander
Internet Explorer, Opera, Mozilla
Microsoft Windows
AcrobatReader
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Виртуальная образовательная среда
Единый образовательный портал Алтайского государственного университета
Открытый образовательный портал АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214К лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины