МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социологические средства исследований массмедиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильЭкспертиза рекламных и PR-продуктов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_ЭРП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.социол.н., доцент, Говорухина Г.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., доцент, Кальнеус А.С.

Рабочая программа дисциплины
Социологические средства исследований массмедиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №372)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения – формирование системы знаний по основам теории, методологии, методике и технике проведения социологических исследований и производства и на их основе новых знаний о рынках и субъектах рыночной деятельности в области массовых коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способность определять стратегические цели и руководить проектированием, планированием, подготовкой и реализацией коммуникационных кампаний и мероприятий
ПК-17 способность руководить подготовкой и проведением количественных и качественных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретико-методологические основы социологических исследований в области массмедиа;
Особенности планирования и организации количественных и качественных исследований в сфере профессиональной деятельности;
Возможности применения результатов количественных и качественных исследований для постановки стратегических целей и проектирования, планирования, подготовки и реализации коммуникационных кампаний и мероприятий;

3.2.Уметь:
3.2.1.планировать и реализовывать процесс социологических исследований, его основные этапы и процедуры;
адаптировать базовую методологию исследований к конкретной проблемной ситуации, а также обобщать, анализировать собранные в ходе исследований данные о социальных явлениях и процессах, внешней среде предприятия, рынках, внутренних факторах предприятий и принимать на этой основе управленческие решения;
Применять результаты количественных и качественных для постановки стратегических целей и проектирования, планирования, подготовки и реализации коммуникационных кампаний и мероприятий;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками разработки методологии, методики и техники социологических исследований;
Навыками определения единиц значимой информации для решения профессиональных задач, анализа и интерпретации полученных исследовательских данных, разработки рекомендаций по решению поставленной исследовательской проблемы;
навыками применения результатов количественных и качественных исследований для постановки стратегических целей и проектирования, планирования, подготовки и реализации коммуникационных кампаний и мероприятий;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социологических исследований в массмедиа.
1.1. Общая характеристика социологических исследований. Лекции 2 1 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Общая характеристика социологических исследований. Практические 2 4 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Общая характеристика социологических исследований. Сам. работа 2 8 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Структура процесса социологических исследований и характеристика проектов исследований Лекции 2 1 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Структура процесса социологических исследований и характеристика проектов исследований Практические 2 6 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Структура процесса социологических исследований и характеристика проектов исследований Сам. работа 2 8 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Общая характеристика методов сбора и анализа данных.
2.1. Качественные методы сбора данных в социологических исследованиях Лекции 2 2 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Качественные методы сбора данных в социологических исследованиях Практические 2 6 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Качественные методы сбора данных в социологических исследованиях Сам. работа 2 8 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Количественные методы сбора данных в социологических исследованиях. Лекции 2 2 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Количественные методы сбора данных в социологических исследованиях. Практические 2 6 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Количественные методы сбора данных в социологических исследованиях. Сам. работа 2 10 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Формирование выборки в социологических исследованиях Лекции 2 1 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Формирование выборки в социологических исследованиях Практические 2 4 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Формирование выборки в социологических исследованиях Сам. работа 2 10 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Анализ данных в социологических исследованиях Лекции 2 2 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Анализ данных в социологических исследованиях Практические 2 4 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Анализ данных в социологических исследованиях Сам. работа 2 10 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Исследовательские отчеты: требования к составлению.
3.1. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Лекции 2 1 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Практические 2 4 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Сам. работа 2 10 ПК-12, ПК-17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Маликова, О.В. Рыбакова Дизайн и методы социологического исследования : учебное пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275794
Л1.2 А.В. Коротков. Маркетинговые исследования : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119143
Л1.3 Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. Маркетинговые исследования : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454102
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. А.С. Готлиб Процедуры и методы социологического исследования : практикум 2-е изд., стер. Кн. 1. Классическое социологическое исследование М. : Флинта, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363643
Л2.2 под общ. ред. А.С. Готлиб. Процедуры и методы социологического исследования : практикум 2-е изд., стер. Кн. 2. Классическое социологическое исследование. М. : Флинта, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363646
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал РБК marketing.rbc.ru
Э2 социология.net http://социология.net
Э3 soc-research.info soc-research.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.