Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Журналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ЖТиММР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | формирование базовых представлений о деонтологии как науки о нравственном и социальном долге и ответственности работника сферы СМИ, о ее основных принципах; развитие навыков применения данных принципов в профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-6 | Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
ОПК-5 | Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность, аспекты и виды социальной и этической ответственности за принятые решения, факторы, способствующие возникновению нестандартных ситуаций, возможную последовательность действий в нестандартных ситуациях, формирующих тот или иной вид деонтологического конфликта; место и основные функции журналистики в современном обществе, различные точки зрения относительно социальной значимости журналистики и аргументы в пользу каждой из них; спектр мотиваций к выполнению профессиональной деятельности и иерархию возможных мотиваций с позиции социальной значимости профессии; правовые и этические нормы взаимоотношений в редакионном коллективе; проблемы социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, факторы, способствующие возникрновению конфликтов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять и систематизировать основные представления о социальной и этической ответственности в журналистской деятельности; критически оценивать принятые решения; избегать автоматического применения стандартных форм и приемов при решении нестандартных задач; находить наиболее адекватные решения; адекватно оценивать место и основные функции журналистики в зависимости от профессиональной ситуации; аргументировать свою позицию, в том числе с помощью анализа журналистских материалов; сознательно формировать внутреннюю мотивацию к выполнению профессиональной деятельности с учетом динамики социальных процессов и появления новых тенденций; разрешать противоречия, проблемы и конфликты на основе знания деонтологических (правовых и этических) норм, касающихся журналистской деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа форм социальной и этической ответственности за принятые решения, выделения и оценки нестандартных ситуаций в профессиональной журналистской деятельности, адекватного поведения, способствующего преодолению деонтологического конфликта; навыками применения знаний о деонтологических принципах и методах журналистики к практической журналистской деятельности, в первую очередь при подготовке материалов, затрагивающих острые и дискуссионные социальные проблемы; теоретическими и практическими методами обоснования своей социальной позиции; навыками оценки собственной внутренней мотивации к выполнению профессиональной деятельности и коррекции иерархии мотивов в зависимости от профессиональных и социальных вызовов; навыками руководства коллективом, организации совместной работы, в том числе, в условиях этнических, конфессиональных и культурных различий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Базовые понятия и категории деонтологии журналистики | ||||||
1.1. | Деонтология в структуре этики. Становление и развитие деонтологии. Исторические аспекты Понятийно-категориальный аппарат деонтологии; долг как центральная категория. ичностный и социальный аспекты долга. Обязанность и ответственность. Право и деонтология: близость и отличие. Деонтология журналистики как часть профессиональной этики журналиста; связь деонтологии с другими разделами профессиональной этики. | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Категории и нормы деонтологии журналистики. Профессионально-нравственные представления деонтологии журналистики: ценности, категории, принципы и нормы. Виды ответственности в журналистской профессии: гражданская ответственность, юридическая ответственность, этическая ответственность, внутриредакционная ответственность.Право и деонтология. | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Языковые и коммуникативные принципы журналистики: деонтологический аспект. Взаимосвязь лингвистических и этических аспектов коммуникативной нормы в журналистской деятельности. Проблемы политкорректности | Лекции | 1 | 2 | ||
1.4. | Деонтологические проблемы языка массовых коммуникаций. Полемика в СМИ: корректные и некорректные методы. Аргументационные методы. Ораторские методы. | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Подготовить ответы на микро-анкету: Какие качества для журналиста Вы считаете сегодня первостепенно важными? Какие недостатки характерны на Ваш взгляд для сегодняшней российской журналистки? Чему, на Ваш взгляд, нужно прежде всего учить студентов-журналистов? Подготовьтесь к дискуссии на эти темы | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.6. | Найдите сайт одной из международных журналистских организаций. Подготовьте доклад о ней (5-7 минут), осветив вопросы: ·1 Краткая история создания организации ·2 Цели и задачи, «миссия» организации ·3 Достигнутые успехи • 4. Основные нормативные деонтологические принципы работы организации | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.7. | Выделите несколько норм (не менее 3х) правовых (в законодательстве РФ, касающемся СМИ) и профессионально-этических (в кодексах профессиональной этики журналиста) нормы в РФ, близких по содержанию. Отметьте сходство и отличие в интерпретации | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.8. | Изучите книгу П. Бурдье «О телевидении» (см. на сайте). Подготовьте письменный анализ книги по вопросам: как автор аргументирует свой тезис о том, что работа ТВ полностью подчинена «экономической цензуре»? Покажите явные и скрытые формы этой цензуры. почему автор считает, что ТВ-журналисты несвободны в своих мнениях и действиях (манипулируемы), и какими механизмами обуславливается эта манипуляция? как автор описывает сценарий ТВ-дискуссий и объясняет их псевдо-объективный и псевдо-демократичный характер? какие формы преодоления сложившейся ситуации он предлагает? | Сам. работа | 1 | 10 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Саморегулирование журналистского сообщества | ||||||
2.1. | Саморегулирование журналистского сообщества. Отличие саморегулирования от внешних форм регуляции журналистской деятельности. Основные формы саморегулирования: кодексы профессиональной этики журналиста и Советы СМИ. Краткая история кодификации журналистской этики. | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Саморегулирование журналистского сообщества в России. Первый кодекс профессиональной этики; кодексы, принятые в постперестроечный период. Основные кодексы. Работа «Большого жюри» при СЖР. Общественная коллегия по жалобам на прессу, ее функции. Экспертные оценки саморегулирования журналистского сообщества в России. | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Проанализируйте одну из полемических ТВ-программ Зафиксируйте примеры некорректной полемики: ·1 некорректные аргументационные приемы ·2 некорректные ораторские приемы. Подготовьтесь к обсуждению. | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Найдите журнальную/газетную публикацию, посвященную острой и неоднозначной социальной теме. Проанализируйте ее с позиций основных принципов деонтологии журналистики, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность. Подготовьтесь к дискуссии относительно вынесенных коллегой оценок. | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Проанализируйте один из кодексов профессиональной этики журналистского сообщества в России и сравните его с «Международными принципами журналистской этики»: ·1 совпадают ли нормы, стоящие на первых позициях в обоих сравниваемых кодексах? Дайте оценку причинам совпадения/несовпадения. ·2 имеются ли в российском кодексе нормы, которых нет в «Международных принципах журналистской этики»? Если да, то чем это вызвано? | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.6. | На сайте Общественной коллегии по жалобам на прессу (http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/resheniya-bolshogo-zhyuri-soyuza-zhurnalistov-rossii найдите архив решений. Выберите одно из решений и дайте ваш развернутый комментарий по следующим аспектам: ·1 обоснованность заявленной претензии с позиции журналистской деонтологии ·2 характер и полноту аргументации сторон ·3 обоснованность решения. | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.7. | Проанализировать деятельность советов СМИ в одной из выбранных стран. Обязательные аспекты анализа: - история создания, причины реорганизации (если была) - основные правовые и этические нормативы, кодексы, которыми руководствуется совет; - статистика рассмотренных решений, примеры - оценка аудитории. | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.8. | Посмотреть теледискуссию на сайте (система Moodle) между Оксаной Бойко и Элизабет Муте (нападение террористов на редакцию французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo). Дать этико-деонтологический анализ ситуации | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.9. | Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в информационном обществе» (см. на сайте «Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы»). Дать краткое резюме обсуждаемых тем, ответив на вопросы: Каковы, на ваш взгляд, основные этические проблемы, связанные с созданием и распространением контента и коммуникацией в Интернете? Согласны ли вы с теми выводами, которые делают участники совещания при обсуждении проблем, связанных с расширением прав пользователей Интернета и возникновением новых форм социальных отношений Каковы этические проблемы, касающиеся защиты прав и свобод пользователей Интернета в связи с их действиями и обязанностями? | Сам. работа | 1 | 14 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.10. | Деонтологическая практика современных электронных СМИ и Интернета: анализ правил «нэтикета» и их соблюдение на практике (на примере выбранных Интернет-ресурсов).Для сравнения взять: не менее 2-х электронных СМИ (включая как журналистские тексты, так и комментарии) и не менее 3-х различных популярных блогов | Сам. работа | 1 | 14 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.11. | Написать реферат на одну из предложенных тем | Сам. работа | 1 | 13 | УК-6, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. | Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Кудрявцева, М.Е. | Психология творчества в массовой коммуникации : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Олешко, В.Ф. | Психология журналистики : учеб. пособие | Издательство Уральского университета, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355 |
Л2.2 | Лазутина, Галина Викторовна | Профессиональная этика журналиста : учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.3 | Прохоров, Евгений Павлович | Введение в теорию журналистики: учеб для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | www.mediascope.ru | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Операционная система Microsoft Windows 7 2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) деонтологии и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации деонтологических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.) Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |