Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | – ознакомление студентов-филологов с теоретическими основами преподавания литературы в средней школе; – формирование первоначальных профессиональных литературно-методических умений и навыков, необходимых для практической деятельности учителя литературы. – подготовка их к реализации многообразных социальных и эстетических функций литературы как учебного предмета в практической деятельности; – ознакомление со спецификой изучения литературного произведения в средней школе, с формами и средствами обучения литературе в школе; – формирование профессионального умения выбирать пути и способы анализа литературного произведения, соответствующие его специфике, возрастным особенностям учащихся, требованиям ныне действующих альтернативных программ по литературе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13 |
ПК-5 | способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях |
ПК-6 | умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик |
ПК-7 | готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы планирования уроков и внеклассных мероприятий, распределения рабочей нагрузки преподавателя; основные положения и концепции в области теории и практики методики преподавания литературы; о способах популяризации филологических знаний; о способах подготовки учебно-методических материалов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные методы и приемы преподавания литературы в средней школе; разработать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий по литературе; распространять и популяризировать филологические знания во время проведения занятий по литературе в СШ; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | организации учебных занятий и внеклассной работы по литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; распространения и популяризации филологических знаний, воспитательной работы с обучающимися. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть | ||||||
1.1. | Литература как учебная дисциплина в современной школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Специфика изучения литературного произведения в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Основная часть | ||||||
2.1. | Формы организации и средства обучения литературе в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Развитие речи школьников в процессе занятий по литературе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Анализ школьных учебников и хрестоматий по литературе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Методы и приемы обучения литературе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Школьный анализ литературного произведения | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1 |
2.7. | Анализ лирического произведения в школе | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1 |
2.8. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Специфика анализа драматического произведения | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1 |
2.11. | Изучение эпических произведений в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1 |
2.12. | Урок литературы в средней школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.13. | Работа по развитию устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.14. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 7 | 11 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 7 | 11 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пранцова Г.В. | Пранцова Г.В. Методика обучения литературе: практикум : | М.: Флинта // ЭБС «Лань» ,2017, 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Романичева Е.С. | Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2017 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Коханова В.А. | Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зинченко В.Г. | Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход: | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2011 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Занина Л.В., Меньшикова Л.П. | Занина Л.В., Меньшикова Л.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов: | Ростов-на-Дону, 2003 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://festival.1september.ru/ | |||
Э2 | http://openlesson.ru/ | |||
Э3 | http://www.filologia.su | |||
Э4 | http://philologos.narod.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основным видом учебной работы являются практические занятия. На практических занятиях раскрываются основные положения и понятия курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам, студентам также необходимо овладеть умениями, связанными с решением учебно-профессиональных задач. Материалы практического занятия содержат вопросы для обсуждения, необходимые для актуализации и обобщения основных теоретических положений. В содержание подготовки к занятиям входят творческие задания для самостоятельной работы студентов, неотъемлемой частью которых являются аналитико-методические задачи, наиболее эффективно обеспечивающие формирование соответствующих методических умений. Предложенный после каждого практического занятия перечень литературы позволит студентам освоить необходимое содержание и повысить уровень методической подготовки. При подготовке к практическим занятиям можно использовать следующие рекомендации: 1) Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной литературы. 2) Изучите материал по учебным пособиям, монографиям, периодическим изданиям, проанализируйте его. 3) Законспектируйте необходимую литературу по указанию преподавателя. Выполните практические задания по указанию преподавателя. 4) Проверьте себя по вопросам для самоконтроля и перечню вопросов к занятию. Выполнение практических заданий к каждому занятию позволяет успешно подготовиться к зачету и овладеть профессиональными умениями, необходимыми в ходе педагогической практики. Самостоятельная работа является одним из основных видов учебной работы и наряду с подготовкой к практическим занятиям предполагает выполнение и анализ заданий и упражнений, проектирование способов деятельности учащихся, разработку оценочных и дидактических материалов. Для изучения дисциплины предлагается список основной и дополнительной литературы. Основная литература предназначена для обязательного изучения, дополнительная – поможет более глубоко освоить отдельные вопросы, подготовить исследовательские и творческие задания, выполнить задания для самостоятельной работы и т.д. Зачет по курсу проходит в устной форме. Билет состоит из одного теоретического вопроса и практического задания. План урока (в распечатанном виде) студент получает только на зачете, что помогает выявить уровень владения теоретическими навыками, оценить степень владения материалом, умение ориентироваться в предложенной методической продукции. Время, отведённое на подготовку ответа – 40 минут. |