МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья» является ознакомление магистрантов с основными научно-теоретическими подходами к изучению отдыха; определение специфики психологического взгляда на проблематику отдыха.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.факторы здоровья; понятие отдыха, рекреации; типологию отдыхающих. Понятие отдыха как фактора здоровья человека. Соотношение понятий отдыха и рекреации. Структуру социального времени. Психические свойства и состояния отдыхающих при рекреационной деятельности. Способы психологического отдыха.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять специфику отдыха и рекреации, рассматривать рекреацию с точки зрения биологических, психологических, социальных составляющих функционирования отдыхающих; анализировать влияние рекреаций на психические свойства и состояния человека; определять необходимые способы психологического отдыха человека, реализуемые в условиях оказания профессиональной психологической помощи, а также возможные к применению в условиях реальной профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения оптимального режима труда и отдыха, навыками подбора вида отдыха с учетом социальных, психологических и биологических особенностей человека; навыками анализа степени влияния отдыха на психологические процессы и состояния личности; навыками определения типов отдыхающих, основываясь на психологических особенностях и ведущих потребностях; навыками применения способов психологического отдыха в рамках психологического консультирования, психологического тренинга, а также в рамках реальных профессиональных и жизненных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие отдыха в контексте здоровья человека.
1.1. Отдых, как фактор здоровья человека. Отдых и рекреация: общее и особенное Практические 3 2 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Изучение рекреации как комплексное научное направление Сам. работа 3 20 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. Виды отдыха
2.1. Туризм как вид отдыха Практические 3 2 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.2. Социально-психологические факторы туризма Сам. работа 3 18 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 3. Психологические особенности отдыхающих
3.1. Влияние рекреаций на психическое состояние и психические функции человека Практические 3 4 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
3.2. Взаимосвязь особенностей личности с предпочтением разных видов отдыха Сам. работа 3 30 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 4. Самоподдержка в контексте отдыха
4.1. Методы саморегуляции человека Практические 3 4 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.2. Методы борьбы со стрессовыми факторыми в условиях рекреационной деятельности Сам. работа 3 28 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л1.2 Николаенко, Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для вузов М. : ВЛАДОС, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ю. В. Щербатых Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие Питер, 2006
Л2.4 А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов Психология адаптации личности: анализ, теория, практика: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать научную социологическую, географическую, валеологическую литературу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
 составить план материала,
 при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
 подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
 время доклада или выступления – 5-6 минут
 после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
 Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики).
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное выполнений практических заданий, подготовка и презентация доклада, посещение занятий.