МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья» является ознакомление магистрантов с основными научно-теоретическими подходами к изучению отдыха; определение специфики психологического взгляда на проблематику отдыха.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.факторы здоровья; понятие отдыха, рекреации; типологию отдыхающих. Понятие отдыха как фактора здоровья человека. Соотношение понятий отдыха и рекреации. Структуру социального времени. Психические свойства и состояния отдыхающих при рекреационной деятельности. Способы психологического отдыха.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять специфику отдыха и рекреации, рассматривать рекреацию с точки зрения биологических, психологических, социальных составляющих функционирования отдыхающих; анализировать влияние рекреаций на психические свойства и состояния человека; определять необходимые способы психологического отдыха человека, реализуемые в условиях оказания профессиональной психологической помощи, а также возможные к применению в условиях реальной профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения оптимального режима труда и отдыха, навыками подбора вида отдыха с учетом социальных, психологических и биологических особенностей человека; навыками анализа степени влияния отдыха на психологические процессы и состояния личности; навыками определения типов отдыхающих, основываясь на психологических особенностях и ведущих потребностях; навыками применения способов психологического отдыха в рамках психологического консультирования, психологического тренинга, а также в рамках реальных профессиональных и жизненных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие отдыха в контексте здоровья человека.
1.1. Отдых, как фактор здоровья человека. Отдых и рекреация: общее и особенное Практические 2 2 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Изучение рекреации как комплексное научное направление Сам. работа 2 16 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. Виды отдыха
2.1. Туризм как вид отдыха Практические 2 2 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.2. Социально-психологические факторы туризма Сам. работа 2 18 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 3. Психологические особенности отдыхающих
3.1. Влияние рекреаций на психическое состояние и психические функции человека Практические 2 4 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2
3.2. Взаимосвязь особенностей личности с предпочтением разных видов отдыха Сам. работа 2 30 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 4. Самоподдержка в контексте отдыха
4.1. Методы саморегуляции человека Практические 2 4 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2
4.2. Методы борьбы со стрессовыми факторыми в условиях рекреационной деятельности Сам. работа 2 28 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2
4.3. Зачет 2 4 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л1.2 Николаенко, Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для вузов М. : ВЛАДОС, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ю. В. Щербатых Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие Питер, 2006
Л2.4 А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов Психология адаптации личности: анализ, теория, практика: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учеб. -метод. комплекс М.: Флинта, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать научную социологическую, географическую, валеологическую литературу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
 составить план материала,
 при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
 подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
 время доклада или выступления – 5-6 минут
 после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
 Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики).
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное выполнений практических заданий, подготовка и презентация доклада, посещение занятий.