Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.
1.1. | Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения психологического тренинга как метода практической работы психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11 |
ПК-1 | способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности |
ПК-3 | способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий |
ПК-14 | способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения психологического тренинга как метода психологического воздействия, в т.ч. психологических тренингов, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и профилактику психологического здоровья. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать и реализовывать программы психологического тренинга с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности, создания условий для личностного роста сотрудников организации и профилактики психологического здоровья. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | опытом и креативными приемами, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программ психологических тренингов в условиях оказания психологической помощи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга | ||||||
1.1. | Понятие психологического тренинга | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Тренинг как метод психологического воздействия | Практические | 4 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Теоретические и методологические основы психологического тренинга | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп | Практические | 4 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.5. | Характеристика видов тренингвых групп | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Психологический тренинг как метод развития компетентности в общении | ||||||
2.1. | Основная характеристика фаз тренинга. | Практические | 4 | 1 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Структура психологического тренинга | Лекции | 4 | 2 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.4. | Принципы организации и проведения психологического тренинга | Лекции | 4 | 2 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.5. | Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. | Практические | 4 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.6. | Эмоциональная сфера как аспект психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.7. | Модели тренинговой работы | Лекции | 4 | 1 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.8. | Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. | Практические | 4 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга | ||||||
3.1. | Основные принципы разработки программы психологического тренинга | Лекции | 4 | 1 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Основные этапы составления программы психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. | Практические | 4 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. | Сам. работа | 4 | 34 | ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации | ||||||
4.1. | Демонстрационный психологический тренинг | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. | Практические | 4 | 8 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Экспертная оценка программы. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-1, ПК-3, ПК-14 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Тренинг как метод групповой психологической работы. 2. Направления тренинговой работы. 3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге. 4. Специфика гуманистической модели проведения психологического тренинга. 5. Базовые идеи функционирования Т-группы. 6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия. 7. Способы взаимодействия ведущего и группы в тренинге. 8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения. 9. Понятие и характеристики обратной связи. 10 Цели и задачи психологического тренинга. 11. Стратегии ведения групповой работы. 12. Фазы психологического тренинга, их содержание. 13. Организация и проведение групповой дискуссии. 14. Правила и нормы взаимодействия участников в группе. 15. Активные методы групповой работы. 16. Динамические процессы в тренинговой группе. 17. Эффекты психологического тренинга, их характеристика. 18. Эффективность тренинговой работы. 19. Основные этапы составления программы психологического тренинга |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. А. Мардасова, П. Р. Юсупов | Тренинг профессиональной идентичности [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Левкин В. Е. | Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Рамендик Д. М. | ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Н. Васильев | Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] | СПб.: Речь, 2007 | www.studmed.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |