МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологический тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологический тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения психологического тренинга как метода практической работы психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-14 способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения психологического тренинга как метода психологического воздействия, в т.ч. психологических тренингов, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и профилактику психологического здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и реализовывать программы психологического тренинга с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности, создания условий для личностного роста сотрудников организации и профилактики психологического здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом и креативными приемами, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программ психологических тренингов в условиях оказания психологической помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Понятие психологического тренинга Лекции 4 2 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Тренинг как метод психологического воздействия Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретические и методологические основы психологического тренинга Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика фаз тренинга. Практические 4 1 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 4 2 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Структура психологического тренинга Лекции 4 2 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Принципы организации и проведения психологического тренинга Лекции 4 2 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Эмоциональная сфера как аспект психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Модели тренинговой работы Лекции 4 1 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы психологического тренинга Лекции 4 1 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Основные этапы составления программы психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. Сам. работа 4 34 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный психологический тренинг Практические 4 4 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 4 8 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Экспертная оценка программы. Сам. работа 4 16 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Тренинг как метод групповой психологической работы.
2. Направления тренинговой работы.
3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге.
4. Специфика гуманистической модели проведения психологического тренинга.
5. Базовые идеи функционирования Т-группы.
6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия.
7. Способы взаимодействия ведущего и группы в тренинге.
8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения.
9. Понятие и характеристики обратной связи.
10 Цели и задачи психологического тренинга.
11. Стратегии ведения групповой работы.
12. Фазы психологического тренинга, их содержание.
13. Организация и проведение групповой дискуссии.
14. Правила и нормы взаимодействия участников в группе.
15. Активные методы групповой работы.
16. Динамические процессы в тренинговой группе.
17. Эффекты психологического тренинга, их характеристика.
18. Эффективность тренинговой работы.
19. Основные этапы составления программы психологического тренинга
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Мардасова, П. Р. Юсупов Тренинг профессиональной идентичности [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.