МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг личностного роста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг личностного роста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осознание комплекса психологических свойств, дающих человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию исходя из своих внутренних представлений и критериев.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие личностного роста; цели, задачи, принципы тренинга личностного роста; содержание понятий «образ-Я», эмпатия, принятие, конгруэнтность, методики и технологии, направленные на личностный рост, понятие психологического тренинга, специфику тренинга личностного роста, специфику психологического воздействия в процессе психологического тренинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность в контакте с собой и другим; применять на практике знания, приемы и техники в отношении развития самосознания, проявления особенностей характера, темперамента, личностных черт, применять на практике знания, приемы и техники в отношении развития самосознания, проявления особенностей характера, темперамента, личностных черт, методики и технологии, направленные на личностный рост, анализировать эффективность психологического воздействия в процессе психологического тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами самоподдержки, жизненного планирования, жизненного выбора, ценностного самоопределения, навыками анализа эффективности психологического воздействия тренинговой работы через наблюдение за собственными реакциями, поведением ведущего и членов группы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Саморазвитие и личностный рост.
1.1. Личностный рост, личностное развитие, личностный потенциал. Практические 2 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Образ-Я, Я-идельное, Я-реальное. Практические 2 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Самопознание, самосознание, самопринятие. Практические 2 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Саморазвитие и личностный рост. Сам. работа 2 30 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Определение жизненных стратегий.
2.1. Ценностные ориентации. Практические 2 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Жизненный выбор. Жизненное планирование. Практические 2 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Временные перспективы. Практические 2 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Определение жизненных стратегий. Сам. работа 2 30 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие личностного роста.
2. Образ-Я и его составляющие.
3. Самопознание личности в контексте тренинговой работы.
4. Цели, задачи и принципы тренинга личностного роста.
5. Ценностные ориентации личности.
6. Определение жизненной стратегии.
7. Жизненное планиерование личности.
8. Временные перспективы личности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе:
1. Как я осуществляю жизненный выбор.
2. Мой жизненный путь.
3. Тренсформация системы моих ценностных ориентаций.
4. Время в моей жизни.
5. Мое идеальное-Я.
6. Перспективные линии моего развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Дневник самонаблюдений.
При заполнении индивидуального дневника наблюдений каждый студент получает памятку, включающую в себя перечень примерных вопросов, отвечая на которые, учащийся научается отслеживать собственное психологическое состояние, чувства, установки и т.д.
Памятка содержит следующие вопросы:
- что нового я узнал о себе?;
- с чем неожиданным для себя встретился?
- в какие моменты занятия возникало напряжение?
- что почувствовал в начале и в конце занятия?
- в какие моменты почувствовал доверие к членам группы и ощутил безопасность?
- в какие моменты чувствовал недоверие, опасность?
- изменилось ли отношение к участникам, ведущему группы (к кому и каким образом)?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений.