МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы социально-психологического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы социально-психологического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д. психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д. психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: формирование целостного представления о специфике социально психологического исследования через ознакомление с методологическими основаниями, особенностями разработки программы и методами социально-психологического исследования, а также развитие социально-психологической компетентности студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-21 способностью планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований
ПК-22 способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эмпирические социально-психологические исследования в разных теоретических системах социальной психологии; методы исследования, обработки, анализа, систематизации эмпирических данных; основные теоретические ориентации отечественной и зарубежной социальной психологии; основные методологические принципы социальной психологии; понятие программы социально-психологического исследования; структурные компоненты программы социально-психологического исследования; понятие и компоненты социально-психологического исследования; методы социально-психологического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и апробировать программу социально-психологического исследования; анализировать полученные в исследовании данные; анализировать теоретические взгляды отечественных и зарубежных социальных психологов; выделять приоритетные принципы социально-психологического исследования; выделять проблему, объект и предмет исследования; осуществлять постановку цели, задач и выдвигать гипотезы исследования; разрабатывать и реализовывать программу социально-психологического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами сбора, обработки, анализа, систематизации, представления социально-психологической информации; навыками анализа теоретических ориентаций в социальной психологии; навыками оценки и выделения специфики развития социальной психологии на Западе и в России; навыками постановки проблемы, формулировки целей и задач, обоснования гипотез исследования; навыками целостной разработки программы социально-психологического исследования; навыками анализа и интерпретации эмпирических данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология социально-психологического исследования.
1.1. Введение в методологию и методы социально-психологического исследования Лекции 6 1 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Введение в методологию и методы социально-психологического исследования Практические 6 0,5 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Методологические проблемы исследования Лекции 6 1 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Методологические проблемы исследования Практические 6 0,5 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Социально-психологическая информация: качество и способы ее получения Лекции 6 2 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.6. Социально-психологическая информация: качество и способы ее получения Практические 6 1 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.7. Методология социально-психологического исследования Сам. работа 6 8 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Программа социально-психологического исследования.
2.1. Программа социально-психологического исследования Лекции 6 4 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Этапы программы социально-психологического исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Проблема, объект и предмет исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Цель, задачи и гипотезы исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Выборка исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.6. Обработка и интерпретация результатов исследования Практические 6 2 ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Методы социальной психологии
3.1. Методы социально-психологического исследования Лекции 6 2 ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.2. Наблюдение в социальной психологии Практические 6 2 ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
3.3. Опрос как метод исследования Практические 6 2 ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
3.4. Метод фокус-группы Практические 6 4 ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
3.5. Методы социальной психологии Сам. работа 6 10 ПК-19, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
3.6. Программа социально-психологического исследования Сам. работа 6 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Специфика социально-психологического исследования социальных групп
4.1. Психология малых социальных групп Лекции 6 1 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.2. Социально-психологические характеристики малых групп Лекции 6 1 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.3. Социально-психологические характеристика малой группы Практические 6 4 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.4. Динамические процессы в малой группе Лекции 6 1 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.5. Динамические процессы в малой группе Практические 6 4 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.6. Развитие малых групп Лекции 6 1 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.7. Развитие малой группы Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.8. Исследование семьи как малой группы Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.9. Исследование трудового коллектива как малой группы Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.10. Психология малой группы Сам. работа 6 12 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.11. Устойчивые большие социальные группы Лекции 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.12. Устойчивые большие группы Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.13. Стихйные большие группы Лекции 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.14. Стихийные большие группы Практические 6 2 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
4.15. Психология больших социальных групп Сам. работа 6 12 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Я. К. Смирнова Методы социальной психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. В. Сидоренков Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Феникс, 2012
Л1.3 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.2 Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2005
Л2.4 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие М.: Омега-Л, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exel, Power point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных социально-психологических явлений.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических явлений.
5. Условиями допуска к аттестации по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, выполнение практических заданий, подготовка докладов.