Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 |
Практические | 44 | 44 | 44 | 44 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д. психол.н., профессор
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: формирование целостного представления о специфике социально психологического исследования через ознакомление с методологическими основаниями, особенностями разработки программы и методами социально-психологического исследования, а также развитие социально-психологической компетентности студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-19 | способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования |
ПК-20 | способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования |
ПК-21 | способностью планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований |
ПК-22 | способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | эмпирические социально-психологические исследования в разных теоретических системах социальной психологии; методы исследования, обработки, анализа, систематизации эмпирических данных; основные теоретические ориентации отечественной и зарубежной социальной психологии; основные методологические принципы социальной психологии; понятие программы социально-психологического исследования; структурные компоненты программы социально-психологического исследования; понятие и компоненты социально-психологического исследования; методы социально-психологического исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать и апробировать программу социально-психологического исследования; анализировать полученные в исследовании данные; анализировать теоретические взгляды отечественных и зарубежных социальных психологов; выделять приоритетные принципы социально-психологического исследования; выделять проблему, объект и предмет исследования; осуществлять постановку цели, задач и выдвигать гипотезы исследования; разрабатывать и реализовывать программу социально-психологического исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения методов сбора, обработки, анализа, систематизации, представления социально-психологической информации; владения навыками анализа теоретических ориентаций в социальной психологии; навыками оценки и выделения специфики развития социальной психологии на Западе и в России; навыками постановки проблемы, формулировки целей и задач, обоснования гипотез исследования; навыками целостной разработки программы социально-психологического исследования; навыками анализа и интерпретации эмпирических данных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология социально-психологического исследования. | ||||||
1.1. | Введение в методологию и методы социально-психологического исследования | Лекции | 6 | 2 | ПК-19, ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Введение в методологию и методы социально-психологического исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Методологические проблемы исследования | Лекции | 6 | 2 | ПК-19, ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
1.4. | Методологические проблемы исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
1.5. | Социально-психологическая информация: качество и способы ее получения | Лекции | 6 | 2 | ПК-19, ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
1.6. | Социально-психологическая информация: качество и способы ее получения | Практические | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
1.7. | Методология социально-психологического исследования | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Программа социально-психологического исследования. | ||||||
2.1. | Программа социально-психологического исследования | Лекции | 6 | 4 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
2.2. | Этапы программы социально-психологического исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
2.3. | Проблема, объект и предмет исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
2.4. | Цель, задачи и гипотезы исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
2.5. | Выборка исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
2.6. | Обработка и интерпретация результатов исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 3. Методы социальной психологии | ||||||
3.1. | Методы социально-психологического исследования | Лекции | 6 | 2 | ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
3.2. | Наблюдение в социальной психологии | Практические | 6 | 4 | ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
3.3. | Опрос как метод исследования | Практические | 6 | 4 | ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
3.4. | Метод фокус-группы | Практические | 6 | 4 | ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
3.5. | Методы социальной психологии | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-19, ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
3.6. | Программа социально-психологического исследования | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 4. Специфика социально-психологического исследования социальных групп | ||||||
4.1. | Психология малых социальных групп | Лекции | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Социально-психологические характеристики малых групп | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Социально-психологические характеристика малой группы | Практические | 6 | 6 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Динамические процессы в малой группе | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Динамические процессы в малой группе | Практические | 6 | 4 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Развитие малых групп | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Развитие малой группы | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.8. | Исследование семьи как малой группы | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.9. | Исследование трудового коллектива как малой группы | Лекции | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4 |
4.10. | Психология малой группы | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-20, ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4 |
4.11. | Устойчивые большие социальные группы | Лекции | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
4.12. | Устойчивые большие группы | Практические | 6 | 2 | ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
4.13. | Стихйные большие группы | Лекции | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
4.14. | Стихийные большие группы | Практические | 6 | 2 | ПК-20, ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
4.15. | Психология больших социальных групп | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-20, ПК-21, ПК-22 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Я. К. Смирнова | Методы социальной психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | А. В. Сидоренков | Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов | Феникс, 2012 | |
Л1.3 | А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова | Социальная психология: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Стефаненко Т.Г. | Этнопсихология : учебник | М.: Аспект Пресс, , 2009. | |
Л2.2 | Мельникова О.Т. | Фокус-группы: методы, методология, модерирование: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2007 | |
Л2.3 | Корнилова Т.В. | Экспериментальная психология: теория и методы: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2005 | |
Л2.4 | Ядов В.А. | Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие | М.: Омега-Л, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Word, Exel, Power point Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных социально-психологических явлений. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических явлений. 5. Условиями допуска к аттестации по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, выполнение практических заданий, подготовка докладов. |