МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы социально-психологического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы социально-психологического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д. психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д. психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: формирование целостного представления о специфике социально психологического исследования через ознакомление с методологическими основаниями, особенностями разработки программы и методами социально-психологического исследования, а также развитие социально-психологической компетентности студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-21 способностью планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований
ПК-22 способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эмпирические социально-психологические исследования в разных теоретических системах социальной психологии; методы исследования, обработки, анализа, систематизации эмпирических данных; основные теоретические ориентации отечественной и зарубежной социальной психологии; основные методологические принципы социальной психологии; понятие программы социально-психологического исследования; структурные компоненты программы социально-психологического исследования; понятие и компоненты социально-психологического исследования; методы социально-психологического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и апробировать программу социально-психологического исследования; анализировать полученные в исследовании данные; анализировать теоретические взгляды отечественных и зарубежных социальных психологов; выделять приоритетные принципы социально-психологического исследования; выделять проблему, объект и предмет исследования; осуществлять постановку цели, задач и выдвигать гипотезы исследования; разрабатывать и реализовывать программу социально-психологического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения методов сбора, обработки, анализа, систематизации, представления социально-психологической информации; владения навыками анализа теоретических ориентаций в социальной психологии; навыками оценки и выделения специфики развития социальной психологии на Западе и в России; навыками постановки проблемы, формулировки целей и задач, обоснования гипотез исследования; навыками целостной разработки программы социально-психологического исследования; навыками анализа и интерпретации эмпирических данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология социально-психологического исследования.
1.1. Введение в методологию и методы социально-психологического исследования Лекции 6 2 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Введение в методологию и методы социально-психологического исследования Практические 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Методологические проблемы исследования Лекции 6 2 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Методологические проблемы исследования Практические 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.5. Социально-психологическая информация: качество и способы ее получения Лекции 6 2 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.6. Социально-психологическая информация: качество и способы ее получения Практические 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.7. Методология социально-психологического исследования Сам. работа 6 6 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Программа социально-психологического исследования.
2.1. Программа социально-психологического исследования Лекции 6 4 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Этапы программы социально-психологического исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Проблема, объект и предмет исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Цель, задачи и гипотезы исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Выборка исследования Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.6. Обработка и интерпретация результатов исследования Практические 6 2 ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Методы социальной психологии
3.1. Методы социально-психологического исследования Лекции 6 2 ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.2. Наблюдение в социальной психологии Практические 6 4 ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.3. Опрос как метод исследования Практические 6 4 ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.4. Метод фокус-группы Практические 6 4 ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.5. Методы социальной психологии Сам. работа 6 6 ПК-19, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.6. Программа социально-психологического исследования Сам. работа 6 8 ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Специфика социально-психологического исследования социальных групп
4.1. Психология малых социальных групп Лекции 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.2. Социально-психологические характеристики малых групп Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.3. Социально-психологические характеристика малой группы Практические 6 6 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.4. Динамические процессы в малой группе Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.5. Динамические процессы в малой группе Практические 6 4 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.6. Развитие малых групп Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.7. Развитие малой группы Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.8. Исследование семьи как малой группы Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.9. Исследование трудового коллектива как малой группы Лекции 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4
4.10. Психология малой группы Сам. работа 6 8 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4
4.11. Устойчивые большие социальные группы Лекции 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
4.12. Устойчивые большие группы Практические 6 2 ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
4.13. Стихйные большие группы Лекции 6 2 ПК-20, ПК-21 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
4.14. Стихийные большие группы Практические 6 2 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л1.1
4.15. Психология больших социальных групп Сам. работа 6 8 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Я. К. Смирнова Методы социальной психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. В. Сидоренков Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Феникс, 2012
Л1.3 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.2 Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2005
Л2.4 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие М.: Омега-Л, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exel, Power point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных социально-психологических явлений.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических явлений.
5. Условиями допуска к аттестации по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, выполнение практических заданий, подготовка докладов.