МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания физики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 5,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Шимко Е.А.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания физики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 ФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №937)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение знаний в области методики преподавания физики, умений и навыков работы в качестве преподавателя физики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по физике, устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом;
- современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса по физике в средних общеобразовательных учреждениях;
- дидактические особенности различных видов обучения; вопросы частных методик курса физики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- организовывать учебную деятельность обучающихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- обосновывать выбор методов, средств обучения и форм организации учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения физике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. по использованию демонстрационного и лабораторного оборудования кабинета физики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы теории и методики обучения физике
1.1. Актуальные проблемы теории и методики обучения физике. Основные цели обучения физике Лекции 8 1 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.2. Методы педагогического исследования Лекции 8 1 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.3. Классификация методов обучения Лекции 8 1 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.4. Методы контроля знаний обучающихся Практические 8 4 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.5. Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания Лекции 8 1 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Средства обучения физике
2.1. Классификация средств обучения физике Лекции 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
2.2. Методы преподавания физики с учетом средств обучения (демонстрационные, лабораторные, решение задач) Практические 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
2.3. Средства новых информационных технологий обучения физике Лекции 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
2.4. Деятельность учителя при демонстрации опытов Лекции 8 1 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
Раздел 3. Формы организации учебного процесса по физике
3.1. Традиционное и проблемное обучение физике Лекции 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.2. Формирование у обучающихся экспериментальных умений Лекции 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.3. Практические 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.4. Технология обучения обучающихся решению физических задач Лекции 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.5. Использование компьютера при решении задач Лабораторные 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.6. Методическая система А.В. Усовой по изучению элементов структуры физического знания Лекции 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.7. Обобщённый план изучения физических явлений, величин, законов, теорий и приборов Практические 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.8. Требования ФГОС основного общего образования к преподаванию физики Лекции 8 1 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.9. Разработка конспекта урока получения нового знания (тема выбирается самостоятельно) с подбором и использованием необходимого эксперимента Лабораторные 8 4 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.10. Физика в познании окружающего мира. Механика как теория. Практические 8 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.11. Подбор слайдов и методика их предъявления при организации объяснения по выбранному вопросу из темы «Механика» Лабораторные 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.12. Физика в познании окружающего мира. Молекулярная физика и термодинамика. Практические 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.13. Подбор и демонстрация опытов на введение основных положений МКТ Лабораторные 8 2 ПК-9 Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.14. Систематизация сведений по практическому применению законов термодинамики, демонстрация слайдов. Лабораторные 8 2 ПК-9 Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.15. Подбор и демонстрация электпрстатических явлений (виртуальный эксперимент) Лабораторные 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.16. Физика в познании окружающего мира. Электродинамика. Практические 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.17. Подбор и демонстрация электромагнитных колебаний (виртуальный эксперимент) Лабораторные 8 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.18. Физика в познании окружающего мира. Элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики. Практические 8 2 ПК-9 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.19. Подбор и демонстрация фотоэффекта (виртуальный эксперимент) Лабораторные 8 2 ПК-9 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.20. Подготовка к выполнению контрольной работы, составление конспекта урока, подбор слайдов для демонстрации физических явлений, подготовка ответов на вопросы к зачету. Сам. работа 8 54 ПК-9 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Методика преподавания физики как одна из педагогических наук
2. Методология педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования.
4. Этапы развития методики обучения физике.
5. Актуальные проблемы теории и методики обучения физике.
6. Основные цели обучения физике.
7. Содержание курса физики основной школы.
8. Содержание курса физики средней (полной) школы.
9. Методы и методические приёмы обучения физике.
10.Классификация методов обучения.
11. Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания.
12. Средства обучения физике.
13. Школьный физический кабинет.
14. Технические средства обучения (ТСО).
15. Средства новых информационных технологий обучения физике.
16. Формы организации учебного процесса по физике.
17. Внеклассная работа по физике.
18. Методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся по физике.
19. Индивидуализация и дифференциация обучения.
20. Планирование работы учителя.
21. Журналы предметного характера и пособия по методике физики.
22. Президентская программа «Наша новая школа».
23. Технология обучения учащихся решению физических задач.
24.Формирование у учащихся экспериментальных умений.
25. Домашние экспериментальные работы.
26. Деятельность учителя при демонстрации опытов.
27. Компьютерные технологии обучения физике.
28. Формирование у учащихся мотивов учения и познавательных интересов.
29. Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики.
30. Экологическое образование учащихся в процессе изучения физике.
31. Развитие мышления учащихся.
32. Творческий путь академика А.В. Усовой.
33. Обобщённый план изучения физических явлений (по Усовой А.В.)
34.. Обобщённый план изучения физических величин (по Усовой А.В.).
35. План изучения законов (по Усовой А.В.)
36. План изучения физических теорий (по Усовой А.В.).
37. План изучения приборов (по Усовой А.В.)
38. План изучения технологического процесса (по Усовой А.В.).
39. Требования ФГОС основного общего образования к преподаванию физики.
40. Структура научной теории и функции её элементов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено программой
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Алешкевич, Л.Г. Деденко, В.А. Караваев Курс общей физики. Механика [Электронный ресурс]: учебное пособие М. : Физматлит, 2011 e.lanbook.com
Л1.2 И.А. Старостина, Е.В. Бурдова, О.И. Кондратьева Краткий курс общей физики [Электронный ресурс]: учебное пособие Казань : Издательство КНИТ, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Сивухин Д.В. Общий курс физики. Том 5. Атомная и ядерная физика [Электронный ресурс]: учебное пособие Физматлит, 2002 e.lanbook.com
Л1.4 Шимко Е.А. Методика преподавания физики [Электронный ресурс]: , 2019 portal.edu.asu.ru
Л1.5 Алешкевич В.А. Курс общей физики. Молекулярная физика [Электронный ресурс]: учебник Москва : Физматлит, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие М. : ФИЗМАТЛИТ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Шимко Е.А. Способы обобщения и систематизации естественно-научных знаний [Электронный ресурс]: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.3 Д.В. Сивухин Общий курс физики (в 5 томах): Термодинамика и молекулярная физика , т.2 [Электронный ресурс]: учебое пособие М.: Физматлит, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика обучения физике в средней школе fizmet.org
Э2 Теоретические основы методов обучения физике gigabaza.ru
Э3 Методы педагогического исследования www.e-reading.club
Э4 Средства обучения физике files.school-collection.edu.ru
Э5 Методика применения интерактивных средств в обучении физике lib.teacher.msu.ru
Э6 Современные средства обучения и технического оснащения классов в современной школе allbest.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программа Microsoft Office
Операционная система семейства Windows
Интернет браузер
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн»
www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
www.intuit.ru/ Образовательный сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
214К лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса предполагает опору на знания, полученные студентами в ходе изучения курса общей и теоретической
физики. На экзамене от студента требуется не только продемонстрировать знания теоретических положений, но и
привести примеры, найденные самостоятельно.
Целесообразно комплектовать набор примеров постепенно, в процессе подготовки к практическим занятиям.
Учебные и воспитательные цели курса - стимулировать интеллектуальное развитие личности обучаемых.
Виды учебной работы:
1) теоретическая подготовка, которая представлена вопросами истории становления единой теории, описанием основ
закономерностей множества физических явлений.
2) практическая подготовка, представленная решением разнообразных расчетных задач из всех разделов курса.
Аудиторные занятия по дисциплине проводятся в трех формах: лекционные занятия, практические и лабораторные
занятия.
Лекционные занятия.
В УМКД представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения
дисциплины, основные теоретические положения
Для записи конспектов лекций у студента должна быть тетрадь желательно большого формата, так как в конспектах
обязательно присутствуют рисунки, графики и чертежи. Эти элементы должны быть выполнены так, чтобы все детали
были видны и все буквы читались.
Желательно оставлять место для дописания и доработки материала.
Практические занятия.
Для практических занятий у студента должна быть отдельная тетрадь. При подготовке к практическому занятию студент
должен проработать теоретический материал, относящийся к теме занятия. При этом необходимо выяснить физический
смысл всех величин, встречающихся в конспекте лекций по данному вопросу.
Лабораторные занятия.
Изучение курса сопровождается выполнением лабораторного практикума. Каждым студентом должна быть заведена
специальная тетрадь для выполнения лабораторных работ, в которую при подготовке заносятся краткие сведения из
теории,
Схема отчета по выполненной работе
• Название работы.
• Цель работы, оборудование.
• Краткие сведения из теории,
• Выводы, заключение о достижении цели, поставленной данной работой, с анализом полученного результата.
Отчет должен заканчиваться приведением вывода.
В конце отчета приводятся письменные ответы на контрольные вопросы.
При пропуске занятия данная лабораторная работа выполняется в часы самоподготовки к следующему занятию.