Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 24 | 24 | 46 | 46 |
Практические | 26 | 26 | 48 | 48 | 74 | 74 |
Сам. работа | 60 | 60 | 45 | 45 | 105 | 105 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Дисциплина «Политический анализ и прогнозирование» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с методологией и методикой получения политологических данных, диагностики политических ситуаций, акторов и процессов, принципами прогнозирования их развития и функционирования; сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в практической деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: ознакомление с методологией анализа политических процессов; рассмотрение методик сбора данных о политических процесса и явлениях; изучение содержания и технологии использования эмпирических методов анализа; освоение методики политического прогнозирования;формирование навыка применения методик сбора и анализа политических данных. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | способностью к порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез |
ОПК-6 | способностью к критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и параметрах политического анализа и прогнозирования, о методике составления программы политологического исследования и формулирования гипотез исследования, о достоинствах, недостатках и условиях применения методов сбора и анализа данных, их инструментарии; об алгоритме проведения политологических исследований и прогнозирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вычленять проблемы в политическом процессе, выдвигать гипотезы о состоянии политических объектов и детерминирующих их факторах, составлять программы политологических исследований, собирать и анализировать данные методами качественного и количественного анализа, составлять отчеты по результатам исследований и делать прогнозы развития политических объектов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | выдвижения гипотез о состоянии политических объектов и детерминирующих их факторах, составления программ политологических исследований, сбора, обобщения, систематизации и анализа эмпирических данных о политологических объектах, составления отчетов по результатам исследований, прогнозирования развития политических объектов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология политического анализа | ||||||
1.1. | Политический анализ как наука и учебная дисциплина | Лекции | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Особенности методологии политического анализа | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Прикладное политологическое исследование | ||||||
2.1. | Прикладное политологическое исследование | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
2.2. | Программа прикладного политологического исследования | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.3. | Программа прикладного политологического исследования | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.4. | Формулирование программы и гипотез исследования | Практические | 5 | 4 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.5. | Программа прикладного политологического исследования | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.6. | Информационное обеспечение политического анализа | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.5, Л1.2 |
2.7. | Выборка в политическом анализе | Лекции | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л2.5 |
2.8. | Типы выборок в политическом анализе | Практические | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л2.5 |
2.9. | Типы выборок в политическом анализе | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 3. Методы сбора данных | ||||||
3.1. | Измерение в политическом анализе | Лекции | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л2.5 |
3.2. | Опрос как метод сбора данных | Практические | 5 | 6 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.3. | Методы анализа документов | Практические | 5 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.4. | Шкалирование в политическом анализе | Лекции | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2 |
3.5. | Наблюдение в прикладном исследовании | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.6. | Экспертные опросы и экспертные оценки | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
3.7. | Эксперимент в политическом анализе | Практические | 6 | 4 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.8. | Методы сбора данных | Сам. работа | 5 | 28 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.9. | Методы сбора данных | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 4. Методы политического анализа | ||||||
4.1. | Кодирование данных прикладного исследования | Практические | 6 | 8 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л2.5 |
4.2. | Кодирование данных прикладного исследования | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л2.5 |
4.3. | Группировка и типологизация данных | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2 |
4.4. | Качественные методы политического анализа | Лекции | 6 | 6 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2 |
4.5. | Качественные методы политического анализа | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2 |
4.6. | Количественные методы анализа данных | Практические | 6 | 12 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Количественные методы анализа данных | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
4.8. | Описание данных политологического исследования | Лекции | 6 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.9. | Описание данных политологического исследования | Практические | 6 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.10. | Описание данных политологического исследования | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 5. Прогнозирование и моделирование политического процесса (специфика, технология, инструментарий) | ||||||
5.1. | Анализ политического риска | Лекции | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л2.4, Л2.3 |
5.2. | Технология политического прогнозирования | Лекции | 6 | 6 | ОПК-4, ОПК-6 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Методы политического прогнозирования и моделирования | Практические | 6 | 6 | ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.4. | Методы политического прогнозирования и моделирования | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ОПК-6 | Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.5. | Экзамен | 6 | 27 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, задания для контрольной работы, вопросы к зачету и экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Туронок С.Г. | ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ахременко А.С. | Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. Ч.1-2 : Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-1; https://biblio-online.ru/book/4D10E4F3-DB0C-4B76-8AFD-669FD18343DC/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-2 |
Л1.3 | Попова О.В. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.4 | Мангейм Д. Б. | Политология. Методы исследования: пер. с англ | М. : Изд-во Весь Мир, 1997 | |
Л1.5 | под ред. В. А. Семенова, В. Н. Колесникова | Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие : [для бакалавров] | СПб. : Питер, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Боришполец К.П. | Методы политических исследований: : учебное пособие | М.: Аспект -Пресс, 2005 | |
Л2.2 | К. В. Симонов | Политический анализ: учеб. пособие для вузов | М. : Логос, 2002 | |
Л2.3 | Э. Н. Ожиганов | Стратегический анализ политики. Теоретические основания и методы: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2006 | |
Л2.4 | Шашкова Я.Ю. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие | Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012 | |
Л2.5 | Добреньков В.И., Кравченко А.И. | Методы социологического исследования: Учебник | Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2009 | znanium.com/go.php?id=171299 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Политический анализ и прогнозирование | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Федеральная служба государственной статистики РФ | www.gks.ru | ||
Э3 | Единый архив экономических и социологических данных | sophist.hse.ru/ | ||
Э4 | Левада-центр | www.levada.ru/ | ||
Э5 | ФОМ | fom.ru/ | ||
Э6 | ВЦИОМ | wciom.ru | ||
Э7 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент | ecsocman.hse.ru | ||
Э8 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э9 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э10 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э11 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader программное обеспечение статистического анализа данных (SPSS или Statistica); программы (или демоверсии) анализа политических текстов | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.База данных "Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)", №2016621561 от 24.11.2016 (на диске) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Политический анализ принципиально отличается от теоретической политологии, основы которой освоены студентами к моменту изучения курса. Поэтому им необходимо осознать особенности политического анализа, его роль в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов, понять различие политического анализа и политической аналитики. Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическим анализ и прогнозирование» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о технологиях и методах анализа политических процессов и явлений,политическом прогнозировании. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Политический анализ и прогнозирование» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС ВО по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса, научиться самостоятельно формулировать исследовательские гипотезы и проверять их на различных массивах эмпирических данных. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу, сделать выписки и конспекты, составит планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению технических приемов и методов сбора данных в политическом анализе. При их изучении студенты должны четко ответить на вопрос: «Как провести исследование тем или иным методом?». Отсюда главное внимание необходимо обратить именно на технологию реализации каждого метода, этапы подготовки и проведения исследования при каждом методе, требуемый инструментарий, его структуру и правила составления, наличие или отсутствие специальных требований к поведению исследователя. По результатам изучения студенты должны научиться составлять анкету и программу контент-анализа, проводить опрос, наблюдение, контент-анализ текста и СМИ, «фокус-групповое» исследование. Еще один важный блок, требующий значительной подготовки и самостоятельной работы, – по математическим методам анализа политических явлений. От студентов при его изучении требуется как знание математики, так и понимание, что не все числовые значения в политическом анализе таковыми являются. Числа могут обозначать не только количество, но и разновидности признака, в связи с чем к ним применяются разные методы анализа. Основное внимание должно быть уделено не запоминанию формул, а четкому осознанию смысла описываемых ими операций и условий применения каждой их них. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на занятиях проблем или акцентируют внимание на различных аспектах технологий политического анализа. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практических занятий дополнительно рекомендуемой литературы включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку выступлений, выполнение заданий по темам практических занятий, написание программы эмпирического исследования. |