МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии разработки предметно-ориентированных информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2,0000000298023 2 2,0000000298023
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108,0000000298 108 108,0000000298

Программу составил(и):
канд. физ.-мат., доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Технологии разработки предметно-ориентированных информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение слушателями знаний основных стандартов проектирования информационных систем (ИС);
усвоение слушателями знаний методологических основ проектирования ИС и соответствующего инструментария;
получение слушателями навыков коллективного проектирования ИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
ПК-5 способностью исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций
ПК-6 способностью проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски
ПК-11 способностью применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС
ПК-12 способностью проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области
ПК-16 способностью организовывать работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия и организации
ПК-22 способностью использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций
ПК-23 способностью использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов
ПК-24 способностью интегрировать компоненты и сервисы информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стадии и этапы создания информационных систем (ИС);
модели, процессы, этапы жизненного цикла ИС;
методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
виды программного обеспечения, применяемого для проектной деятельности;
основы менеджмента качества ИС;
стандарты и методологии управления ИТ-проектами;
виды и содержание работ, выполняемых на этапе замысла и проектирования архитектуры ИС;
процессы бизнес-моделирования и реинжиниринга;
методы управления ИТ-проектами;
современные методологии проектирования ИС, распространённые технологические стандарты;
принципы методологии гибкой (agile) разработки ИС;
методики типового проектирования ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать проектные работы (составлять план-график) с использованием специализированного ПО;
выполнять проектные работы на различных стадиях в соответствие с одной или несколькими ролями, с использованием соответствующего ПО;
оценивать сроки, затраты и качество проекта;
выявлять и анализировать риски, планировать мероприятия по их снижению;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
выполнять концептуальное проектирование с использованием соответствующего ПО;
проектировать архитектуру ИС с использованием соответствующего ПО;
проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности предприятия;
разрабатывать концептуальную, логическую и физическую модель прикладной области;
составлять (писать) техническую документацию, сопровождающую ИТ-проект;
определять цели ИТ-проекта, основные параметры и требования к ИС;
проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для создания ИС;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС.
определять цели ИТ-проекта, основные параметры и требования к ИС;
составлять коммерческое предложение для ИТ-продукта;
проводить анализ вариантов ИТ-решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией управления версиями;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования ИС;
навыками использования технологических стандартов проектирования ИС;
методикой управления рисками;
навыками концептуального проектирования ИС, работы с ментальными диаграммами;
навыками разработки с технологической документацией;
навыками работы с инструментальными средствами управления проектами, анализа и проектирования ИС;
методикой мозгового штурма;
методами коллективной работы в проектной команде, в т. ч. удалённой работы;
культурой речи и терминологией в области информационных технологий (ИТ) и ИС;
навыками сравнительного анализа ИТ для создания ИС;
навыками сравнительного анализа ИТ для создания ИС методом типового проектирования;
выделять и распределять проектные задачи (соответствующие различным ролям), организовывать командную работу.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Жизненный цикл программного обеспечения
1.1. Понятие жизненного цикла ПО. Процессы жизненного цикла ПО. Стадии жизненного цикла ПО Лекции 2 0,40000000596046 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Организация разработки ИС Лекции 2 0,40000000596046 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Изучение единой системы программной документации и разработка технического задния Лабораторные 2 1 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Изучение единой системы программной документации и разработка технического задния Сам. работа 2 30 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Обзор методологий и технологий проектирования информационных систем
2.1. Структурный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 0,40000000596046 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л1.2, Л1.1
2.2. Объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 0,40000000596046 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Методологии функционального моделирования IDEF0, IDEF3, DFD. Методология моделирования данных IDEF1X Лабораторные 2 1 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Моделированию бизнес процессов и структуры предметной области средствами UML Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Применение платформы .NET для реализация модели. Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2
2.6. Обзор методологий и технологий проектирования программных продуктов Сам. работа 2 32 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Тестирование и отладка информационных систем
3.1. Стратегии и методы тестирования. Прямое и обратное тестирование Лекции 2 0,40000000596046 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Разработка тестов, отладка, рефакторинг кода, развертывание решения Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Разработка тестов, отладка, рефакторинг кода, развертывание решения Сам. работа 2 32 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-22, ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: Учебное пособие Томск: Эль Контент // ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: "ДМК Пресс" //ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
Л2.2 С.А. Поддубнова Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий:: Справочное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
Л2.3 Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования: "ДМК Пресс", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии разработки предметно-ориентированных информационных систем" portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
IBM Rational Software Architect Designer,
IBM Rational Method Composer,
IBM Rational Data Architect,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
VirtualBox,
дистрибутив GNU/Linux (любой open source),
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3049