МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии разработки предметно-ориентированных информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат., доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Технологии разработки предметно-ориентированных информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение слушателями знаний основных стандартов проектирования информационных систем (ИС);
усвоение слушателями знаний методологических основ проектирования ИС и соответствующего инструментария;
получение слушателями навыков коллективного проектирования ИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен использовать передовые методы оценки качества,надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС
ПК-6 Способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов
ПК-8 Способен формировать стратегию информатизацииприкладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий
ПК-9 Способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стадии и этапы создания информационных систем (ИС);
модели, процессы, этапы жизненного цикла ИС;
методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
виды программного обеспечения, применяемого для проектной деятельности;
основы менеджмента качества ИС;
стандарты и методологии управления ИТ-проектами;
виды и содержание работ, выполняемых на этапе замысла и проектирования архитектуры ИС;
процессы бизнес-моделирования и реинжиниринга;
методы управления ИТ-проектами;
современные методологии проектирования ИС, распространённые технологические стандарты;
принципы методологии гибкой (agile) разработки ИС;
методики типового проектирования ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать проектные работы (составлять план-график) с использованием специализированного ПО;
выполнять проектные работы на различных стадиях в соответствие с одной или несколькими ролями, с использованием соответствующего ПО;
оценивать сроки, затраты и качество проекта;
выявлять и анализировать риски, планировать мероприятия по их снижению;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
выполнять концептуальное проектирование с использованием соответствующего ПО;
проектировать архитектуру ИС с использованием соответствующего ПО;
проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности предприятия;
разрабатывать концептуальную, логическую и физическую модель прикладной области;
составлять (писать) техническую документацию, сопровождающую ИТ-проект;
определять цели ИТ-проекта, основные параметры и требования к ИС;
проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для создания ИС;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС.
определять цели ИТ-проекта, основные параметры и требования к ИС;
составлять коммерческое предложение для ИТ-продукта;
проводить анализ вариантов ИТ-решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией управления версиями;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования ИС;
навыками использования технологических стандартов проектирования ИС;
методикой управления рисками;
навыками концептуального проектирования ИС, работы с ментальными диаграммами;
навыками разработки с технологической документацией;
навыками работы с инструментальными средствами управления проектами, анализа и проектирования ИС;
методикой мозгового штурма;
методами коллективной работы в проектной команде, в т. ч. удалённой работы;
культурой речи и терминологией в области информационных технологий (ИТ) и ИС;
навыками сравнительного анализа ИТ для создания ИС;
навыками сравнительного анализа ИТ для создания ИС методом типового проектирования;
выделять и распределять проектные задачи (соответствующие различным ролям), организовывать командную работу.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Жизненный цикл программного обеспечения
1.1. Понятие жизненного цикла ПО. Процессы жизненного цикла ПО. Стадии жизненного цикла ПО Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Организация разработки ИС Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Изучение единой системы программной документации и разработка технического задния Лабораторные 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Изучение единой системы программной документации и разработка технического задния Сам. работа 2 28 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Обзор методологий и технологий проектирования информационных систем
2.1. Структурный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.1
2.2. Объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 4 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Методологии функционального моделирования IDEF0, IDEF3, DFD. Методология моделирования данных IDEF1X Лабораторные 2 4 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Моделированию бизнес процессов и структуры предметной области средствами UML Лабораторные 2 8 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Применение платформы .NET для реализация модели. Лабораторные 2 8 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2
2.6. Обзор методологий и технологий проектирования программных продуктов Сам. работа 2 26 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Тестирование и отладка информационных систем
3.1. Стратегии и методы тестирования. Прямое и обратное тестирование Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Разработка тестов, отладка, рефакторинг кода, развертывание решения Лабораторные 2 8 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Разработка тестов, отладка, рефакторинг кода, развертывание решения Сам. работа 2 21 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: Учебное пособие Томск: Эль Контент // ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: "ДМК Пресс" //ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
Л2.2 С.А. Поддубнова Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий:: Справочное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
Л2.3 Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования: "ДМК Пресс", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии разработки предметно-ориентированных информационных систем" portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
IBM Rational Software Architect Designer,
IBM Rational Method Composer,
IBM Rational Data Architect,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
VirtualBox,
дистрибутив GNU/Linux (любой open source),
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3049