МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика и этикет в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика и этикет в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015г. №1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний о профессиональной этике и этикета и умений использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности квалифицированного специалиста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль этических знаний в профессиональной деятельности;
- основные требования в области нравственности, предъявляемому современному специалисту сервиса и туризма;
- наиболее успешные и эффективные методы и способы общения в рамках осуществления профессиональных функций.
3.2.Уметь:
3.2.1.- учитывать этические и правовые нормы при разработке экологических и социокультурных проектов;
- определять моральную проблематику в ситуациях профессионального общения;
- применять принципы теоретического анализа общечеловеческих норм этики к практике деловых отношений;
- применять полученные знания в рамках делового общения в профессиональной среде;
- составить этический кодекс в области сервиса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- делового общения и этических отношений в целях обеспечения высокой конкурентной позиции своей организации, умелой адаптации в деловом мире;
- построения эффективной модели общения;
- анализа ситуации нравственного конфликта в деловых отношениях и предлагать варианты их разрешения;
- коммуникативными способностями и этическими навыками в общении с клиентами, партнерами, коллегами по работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры
1.1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие этики как науки и явления духовной культуры Практические 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие этики как науки и явления духовной культуры Сам. работа 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции
2.1. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
2.2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции Практические 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
2.3. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений
3.1. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений Сам. работа 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.2. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.3. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.4. Этика партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.5. «Корпоративная этика»: генезис, особенности, социальные последствия Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.6. Этикет как социальное явление и феномен культуры Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.7. Этика и этикет в этнокультурных отношениях Сам. работа 3 5 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.8. Виды современного этикета Сам. работа 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.9. Этикет делового человека Сам. работа 3 8 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.10. Культура одежды делового человека. Поведение в общественных местах Сам. работа 3 7 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.11. Культура письменной речи и административный речевой этикет Сам. работа 3 8 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.12. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи Сам. работа 3 8 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.13. Протокольные аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч Сам. работа 3 8 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.14. Ведение деловых бесед по телефону: особенности, правила ведения Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.15. Этикет деловых приемов. Деловые подарки и сувениры Сам. работа 3 8 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.16. Профессиональная этика и этикет в СКСиТ Зачет 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ермакова Ж., Тетерятник О., Холодилина Ю. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загорская Л. М. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Профессиональная этика и этикет в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft PowerPoint 2010,MS Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Поисковая система:

http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами:
- личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности;
- диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие;
- индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников.

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Необходимо задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает Вашу непосредственную подготовку к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Вам необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению, Вы можете обращаться за методической помощью к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Самостоятельная работа студента является средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по учебной дисциплине может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Вы можете дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.