МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Гендерная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теоретико-методологических подходов и специфики исследования гендерных противоречий и конфликтов,определение способов решение гендерных конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-значимые процессы и проблемы в контексте гендерных исследований;
методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира в контексте анализа гендерных противоречий
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении гендерных проблем;
использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при изучении гендерных конфликтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа социально-значимых процессов и проблем, связанных с разрешением гендерных конфликтов;
способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира при диагностике гендерных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы гендерной конфликтологии
1.1. Теоретические основы гендерных исследований Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические основы гендерных исследований Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические основы гендерных исследований Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Феминизм как основа и источник гендерных исследований Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Феминизм как основа и источник гендерных исследований Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Гендерный подход в конфликтологии Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Гендерный подход в конфликтологии Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Гендерный подход в конфликтологии Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Гендерные стереотипы Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Гендерные стереотипы Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Гендерная система в советской и постсоветской России Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Гендерная система в советской и постсоветской России Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Механизмы правового регулирования и способы разрешения гендерных конфликтов
2.1. Мировое женское движение Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Мировое женское движение Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Мировое женское движение Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Виды конфликтов в гендерной среде Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Виды конфликтов в гендерной среде Практические 8 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Виды конфликтов в гендерной среде Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Способы разрешения гендерных конфликтов Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Способы разрешения гендерных конфликтов Практические 8 4 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Способы разрешения гендерных конфликтов Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические задания
Тема: Теоретические основы гендерных исследований
1. История развития гендерных исследований.
2. Основной категориальный аппарат гендерной теории.
3. «Гендер» как основная категория гендерных исследований.
4. Междисциплинарный подход в гендерных исследованиях.

Тема: Феминизм как основа и источник гендерных исследований
1. Феминизм как социальное явление.
2. Возникновение и развитие феминистского научного направления.
3. Классические концепции либерального, социального и радикального феминизма: сущность, социальное значение и критика.

Тема: Гендерный подход в конфликтологии
1. Анализ причин дифференциации гендерных ролей в поло-ролевом подходе в теории функционализма.
2. Анализ причин дифференциации гендерных ролей в теории конфликта (Р.Коллинз, Х. Хаккер).
3. Взаимодействие гендерных исследований и конфликтологической науки.
4. Ролевой конфликт.

Тема: Гендерные стереотипы
1. История формирования гендерных стереотипов.
2. Стереотипы маскулинности-фемининности.
3. Гендерные стереотипы в культуре разных народов.
4. Факторы формирования гендерных стереотипов.
5. Особенности гендерных стереотипов в современном обществе.

Тема: Гендерная система в советской и постсоветской России
1. Зарождение и развитие феминистского движения в России, начиная с реформ Александра II до установления советской власти.
2. «Домострой» как основная советская идеология.
3. Социальная политика в отношении женщин, современная ситуация равенства прав.

Тема: Мировое женское движение
1. Развитие идей и практики гендерного равенства за рубежом и в России.
2. Основные представительницы феминистского движения.
3. Современные женские общественные организации.

Тема: Виды конфликтов в гендерной среде
1. Межличностные конфликты между полами.
2. Семейные конфликты между супругами.
3. Теория гендерной социализации.

Тема: Способы разрешения гендерных конфликтов
1. Тактики разрешения гендерных конфликтов.
2. Психологические тренинги, консультирование.
3. Профилактика гендерных конфликтов.
4. Роль семьи в профилактике гендерных конфликтов.
Практические задания
1. Составьте список понятий, касающихся анализа гендерного конфликта
2. Составьте схему анализа межличностного конфликта между супругами
3. Разработайте рекомендации по профилактике гендерных конфликтов в трудовом коллективе

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Междисциплинарный подход в гендерных исследованиях.
2. Традиции анализа пола, взаимоотношений и взаимодействия полов, особенностей социального статуса мужчин и женщин в российской науке.
3. Основные психологические подходы к гендерным конфликтам.
4. Основные социологические подходы к гендерным конфликтам.
5. Сущность поло-ролевого подхода в теории функционализма (Т.Парсонс, Р. Бэйлс).
6. Причины дифференциации сексуальных ролей в теориях феминизма.
7. Феминизм как социальное явление.
8. Возникновение и развитие феминистского научного направления.
9. Общее и особенное в либеральном и радикальном направлениях феминизма.
10. Либеральный феминизм: развитие, содержание, современное значение.
11. Социал-феминизм: развитие, содержание, современное значение.
12. Мускулинность в работах зарубежных и отечественных ученых.
13. «Феминизм» в общественном мнении.
14. Сходства и различия эволюции гендерных исследований за рубежом и в России.
15. Роль процесса социализации в конструировании гендерных различий.
16. Российская феминистская мысль и Октябрьская революция.
17. Гендерные роли мужчины и женщины в семье.
18. Женщина (мужчина) как объект и субъект культуры.
19. Образ женщины (мужчины) в средствах массовой информации.
20. Средства массовой информации как гендерная технология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/55477D36-EFCD-49E4-B13E-6D5A40F7877A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
Л2.2 Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московский центр гендерных исследований http://www.gender.ru
Э2 Харьковский центр гендерных исследований http://www.gender.univer.kharkov.ua
Э3 Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета http://www1.ehu.unibel.by/
Э4 Открытая женская линия http://www.owl.ru
Э5 Каталог информационных ресурсов «Интернет?женщинам!» http://www.iw.owl.ru
Э6 Сеть женщин Востока и Запада http://www.neww.org
Э7 Женская информационная сеть http://www.womnet.ru
Э8 Рубрика сайта Агентства социальной информации http://www.asi.org.ru/issues/gender.htm
Э9 Консорциум женских неправительственных организаций http://www.wcons.org.ru
Э10 Женщина в зеркале библиографии http://194.226.181.40:8080/women/mirror/page1.ssi
Э11 Курс в Moodle "Гендерная конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.