Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Цель освоения дисциплины - изучение роли семьи в происхождении, развитии, лечении и предупреждении заболеваний, а также определение влияния различных болезней на семейное функционирование. Задачи: 1. Определение роли семьи в происхождении, развитии и профилактике болезней; сохранении и укреплении здоровья детей, подростков и взрослых. 2. Изучение семьи как фактора аномального развития и отклоняющегося поведения. 3. Исследование влияния различных болезней на семейные отношения. 4. Освоение методов семейной психологической диагностики. 5. Создание классификации семей, нуждающихся в оказании психологической помощи, определение общих и специфических особенностей этих семей. 6. Освоение методов психологического воздействия, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (методов семейной психотерапии) с учетом специфики нуждающихся в данном виде помощи семей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-1 | готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов |
ПСК-3.5 | способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации |
ПСК-3.11 | способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации; методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей; способы формулировки проблемы и гипотезы, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа и обобщения полученные данные в виде научных статей и докладов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов самостоятельно ставить практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации; подобрать методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | возможностью постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации; методами оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей формулировки проблемы и гипотезы, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа и обобщения полученные данные в виде научных статей и докладов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Клиническая психология семьи как раздел клинической психологии | Лекции | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | История и предпосылки возникновения клинической психологии семьи | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Клиническая психология семьи и фундаментальные отрасли психологии | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Клиническая психология семьи и психотерапия | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Эволюция семьи и брака в истории человеческого общества | Лекции | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Ранние формы семейных взаимоотношений в истории человеческого общества | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Семейные взаимоотношения в традиционном обществе | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Социально-психологические особенности современной семьи | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Теоретическая модель семьи в психологии: психологические исследования семьи, теории брака и семьи | Лекции | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Основные понятия психологии семьи | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Типологии семейно-брачных отношений | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Функции семьи. Понятие функциональной и дисфункциональной семьи | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Динамика семьи. Классификации стадий развития семьи | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Психологические особенности семьи на ранних стадиях развития семейных отношений | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Психологические особенности и проблемы молодой семьи. | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Психологические особенности и проблемы семьи с детьми-подростками. | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Психологические особенности и проблемы семьи на стадии «пустого гнезда». | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейные трудности. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Понятие и особенности семейного стресса. Нормативный и экстремальный семейный стресс. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Трудные жизненные ситуации в семье: особенности ситуации, стратегии совладания, принципы психологической помощи семье | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.22. | Семья с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.23. | Психологические особенности семьи одинокой матери | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.24. | Психологические особенности семьи с детьми, родившимися вне брака | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.25. | Психологические особенности совокупная семья (повторный брак) | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.26. | Психологические особенности семьи с приемными детьми | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.27. | Психологические особенности многодетной семьи | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.28. | Семья с больным и/или проблемным членом | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.29. | Семья с инвалидом | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.30. | Семья с психически больным членом | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.31. | Семья с наркозависимым | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.32. | Семья с больным алкоголизмом | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.33. | Семья с членом семьи, попавшим под влияние секты | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.34. | Семья с членом семьи, страдающим игровой зависимости | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.35. | Семьи, пострадавшие в результате действия неблагоприятных макро- и микросоциальных факторов | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.36. | Семьи в ситуации нормативного семейного кризиса (при переходе на новый этап жизненного цикла) | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.37. | Семья в ситуации ненормативного семейного кризиса | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.38. | Альтернативная семья | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету: 1. История и предпосылки возникновения клинической психологии семьи 2. Клиническая психология семьи и фундаментальные отрасли психологии 3. Классификация семей, нуждающихся в психологической помощи 4. Клиническая психология семьи и психотерапия. Клиническая психология семьи и перинатальная психология. 5. Биологические предпосылки семейных взаимоотношений 6. Ранние формы семейных взаимоотношений в истории человечества 7. Семейные взаимоотношения в традиционном обществе 8. Особенности современной семьи 9. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 10. Психологические особенности стадии формирования супружеской пары. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии. 11. Психологические особенности и проблемы молодой семьи. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии. 12. Психологические особенности и проблемы семьи с детьми-подростками. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии. 13. Психологические особенности и проблемы семьи на стадии «пустого гнезда». Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии. 14. Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейные трудности. 15. Понятие и особенности семейного стресса. Нормативный и экстремальный семейный стресс. 16. Трудные жизненные ситуации в семье: особенности ситуации, специфика эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на ситуацию членов семьи, стратегии совладания, принципы психологической помощи семье в данной ситуации (описать на выбор одну из ситуаций: измена, развод, тяжелая болезнь, смерть члена семьи). 17. Типы проблемных семей: семьи с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта; семьи с больным и/или проблемным членом. 18. Семья с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта (на примере описания семьи одинокой матери; семьи с детьми, родившимися вне брака; совокупной семьи (повторный брак); семьи с приемными детьми; многодетной семьи; неполной семьи (без одного из родителей); бездетной семьи; семьи, ориентированной на взрослых (сознательно не желающей иметь ребенка). 19. Семья с больным и/или проблемным членом (инвалидом, психически больным, невротиком, членом семьи, страдающим психосоматическим заболеванием, наркозависимым, с делинквентным поведением, попавшим под влияние деструктивной секты, проявляющим разные формы насилия над членами семьи). 20. Психологическая диагностика семейных отношений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прохорова О. Г. | ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Под общ. ред. Посысоева Н.Н. | ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Колесникова Г.И. | СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | ЭБС АлтГУ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к зачету Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |