МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ислам в российских регионах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Ислам в российских регионах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Ислам в российских регионах» является формирование у студентов целостного представления о происхождении и развитии исламской вероучительной доктрины и культовой практике в регионах Российской Федерации, специфике государственно-конфессиональной политики РФ в отношении ислама, методов и форм его эволюции на современном этапе, а также выявление особенностей развития исламской традиции в России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-9 Способностью использовать специальные знания, полученнные в рамках напрвленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторический контекст развития ислама на территории России, подходы исследователей на проблему появления и развития ислама в российских регионах, основы исламского вероучения и их отражение в культовой практике российских мусульман
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять специфические особенности развития исламской традиции в России, анализировать государственно-конфессиональную политику России в отношении мусульман поживающих в различных регионах страны, выявлять особенности формирования исламской уммы на территории России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценки роли ислама в развитии регионов России, навыком построения индивидуальных образовательных траекторий для получения знаний по истории и развитию мусульманской уммы страны

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История ислама в России
1.1. История появления и распросранения ислама на территории России Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Усторойство мусульманских общин России в импеский период Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Российские мусульмане в правовом поле российского законодательства Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Ислам в России в советский период Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.5. Мусульманская умма России в постсоветский период Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Региональный аспект развития ислама
2.1. Ислам на территории Сибири Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Ислам на территории Сибири Практические 1 6 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.3. Ислам на территории Сибири Сам. работа 1 10 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.4. Мусульманская культура Поволжья Практические 1 6 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Мусульманская культура Поволжья Сам. работа 1 10 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Ислам в Оренбургской области Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.7. Ислам в Оренбургской области Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.8. Ислам в Оренбургской области Сам. работа 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.9. Ислам на Северном Кавказе Практические 1 6 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
2.10. Ислам на Северном Кавказе Сам. работа 1 8 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
2.11. Ислам в центрально-европейских регионах России Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.12. Ислам в центрально-европейских регионах России Практические 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.13. Ислам в центрально-европейских регионах России Сам. работа 1 9 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.14. Экзамен 1 27 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бартольд В.В. ИСЛАМ. КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСТВА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корольков К.В. Ислам на Кавказе: учебное пособие: Ставрополь: СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.2 Крымский А. Е. История мусульманства: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2BB9F6D1-9B7B-44D4-9313-4029A16E0C37.
Л2.3 Бобровников В.О. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Т. II. В царской и ранней советской России: Москва: Издательский дом "Марджани", 2009 biblioclub.ru
Л2.4 Гафаров А. А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX вв.): монография: Казань: Казанский университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Арапов Д.Ю. Ислам и советское государство (1944-1990): сборник документов. Вып. 3: Москва: Издательский дом "Марджани", 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт духовного управления мусульман Российской Федерации www.dumrf.ru
Э2 Информационно-аналический портал ИсламРФ www.islamrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Ислам в российских регионах" направлен на знакомство студентов с исламской традицией, и ее развитием в регионах России, а также с населением исповедующем данное вероучение. За период изучения курса, студен формирует представление об особенностях российского ислама, устройстве исламской уммы. В рамках дисциплины, студент послушивает лекции в которых излагается общая тенденция развития исламской традиции на территории России. Преподаватель знакомит с нормативными актами регулирующими положение мусульман на территории России. Лекции являются важным этапом учебного процесса в рамках которых, студент приобретает навык умственного труда. Неотъемлемой частью лекционного заняити является приобретение студентом навыка конспектирования материала, что предпологает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Практические занятия расчитаны на занкомство студентов с развтием исламской тардиции в конкретных регионах. К каждому практическому занятию предлагается перечень заданий, которые представлены в фонде оценочных средств. В рамках практических занятий, судент формиует свою собстенную позицию по проблеме развития ислама на региональном уровне, и опираясь на теоретический материал дает объективную оценку современному положению мусульманской уммы в конкретном регионе. Подгоовка к практическим занятиям является трудоемкой формой самостоятельной работы студента по освоению курса. Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Практические занятия прасчитаны на привлечение каждого студента к работе и формированию у них правктических навыков в рамках изучаемого курса. В рамках курса на практических занятиях предпологается представление студентом доклада по одной из предложенной тем. При подготовке докладов студентам рекомендуется:
1) использовать проверенные источники; 2) активно пользоваться понятиями дисциплины, обращаться к первоисточникам, научным статьям, монографиям, энциклопедическим ресурсам; 3) соблюдать грамматические правила русского языка, следить за чистотой речи; 4) использовать не менее трех источников; 5) во время выступления следить за регламентом;
6) доклад должен быть содержательным и информативным; изложение – последовательным и ясным; 7) при выступлении приветствуется использование презентации или иных иллюстративных материалов; 8) в конце выступления студент должен подвести итог, сделать выводы, ответить на вопросы аудитории. Подготовка доклада позволяет показать навык студента использовать полученные теретические знания для построения индивидуальной образовательной таректории. Целью самостоятельной работы студентов является выработка умения самостоятельно находить, отбирать нужный материал, выстраивать и осмысливать его. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
При подготовке к экзамену студенту следует: в полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций и практичеких занятий; особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины; при подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).