МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное и муниципальное управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Государственное и муниципальное управление

разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке УМК по учебной дисциплине в основу положен: ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.01 «Социология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г. №1328

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание механизмов функционирования систем государственного и муниципального управления в Российской Федерации;
научить разрабатывать предложения и рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению социальных проблем;
научить оценивать эффективность реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления социально значимых проектов;
обучить основным технологиям согласования интересов различных социальных групп и общностей в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (в системе ГМУ)
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной социальной информации

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: навыками решения конкретных организационно- управленческих задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Государство. Общие понятия Лекции 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. «Государство. Общие понятия». Практические 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. «Государство. Общие понятия». Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. «Механизм (аппарат) государства». Лекции 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Механизм (аппарат) государства. Практические 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Механизм (аппарат) государства. Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственная власть. Лекции 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. «Государственная власть». Практические 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. «Государственная власть». Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Правотворчество в государственном управлении. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. «Конституция РФ, общая характеристика». Практические 4 2 ПК-8 Л1.1
1.12. «Конституция РФ, общая характеристика». Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Государственное управление. Общие понятия. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.14. «Конституция РФ, общая характеристика». Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.15. Законодательные органы управления. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.16. «Правотворчество в государственном управлении». Сам. работа 4 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.17. Исполнительные органы управления. Сам. работа 4 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.18. «Правотворчество в государственном управлении». Сам. работа 4 6 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.19. Судебная власть. Сам. работа 4 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.20. Региональное управление. Сам. работа 4 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.21. «Контрольная работа». Сам. работа 4 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.22. «Государственное управление. Общие понятия». Сам. работа 4 10 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.23. «Система муниципального управления». Сам. работа 4 19 ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.24. Экзамен 4 9 ПК-8 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Государственное и муниципальное управление как отрасль знаний.
2. Понятие, сущность и основные признаки государства.
3. Функции государства.
4. Формы и методы осуществления функций государства.
5. Формы государства.
6. Понятие, признаки механизма (аппарата) государства.
7. Структура механизма государства. Социологические приемы и способы
8. Органы государства, их виды.
9. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. Роль социологии в изучении бюрократизма и коррупции.
10. Понятие, признаки и структура государственной власти.
11. Экономическая, социальная и нравственно-духовные основы государственной власти.
12. Методы осуществления власти.
13. Властеотношения, легитимность и легальность государственной власти.
14. Соединение и разделение властей.
15. Понятие, характерные черты и принципы правотворчества в государственном управлении.
16. Виды правотворчества.
17. Законодательный процесс и его стадии.
18. Нормативно-правовые акты органов государства.
19. Понятие государственного управления.
20. Функциональная и организационная структура государственного управления.
21. Принципы федеративного устройства в России. Понятия федерализма и унитаризма.
22. Государственное управление и государственная политика.
23. Функции и типы законодательных органов управления.
24. Совет Федерации как законодательный орган управления.
25. Государственная Дума как законодательный орган управления.
26. Депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
27. Общая характеристика законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
28. Президент Российской Федерации: статус как главы государства, полномочия, правовые акты.
29. Президент Российской Федерации: правовые акты, основания досрочного прекращения полномочий.
30. Правительство как высший исполнительный орган государственной власти.
31. Состав и порядок формирования Правительства РФ.
32. Полномочия и организация деятельности Правительства РФ.
33. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов РФ.
34. Органы исполнительной власти субъекта РФ.
35. Судебная власть в Российской Федерации: понятие и сущность.
36. Функции судебной власти.
37. Статус судьи, порядок назначения на должность судьи.
38. Судебная система в Российской Федерации.
39. Государственное управление конфликтами.
40. Понятие муниципального управления и основ местного самоуправления.
41. Территориальные основы местного самоуправления.
42. Финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления.
43. Понятие системы местного самоуправления.
44. Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.
45. Органы местного самоуправления.
Практические задания на экзамене:
1. Задача: Известно, что государственные доходы составили 20 % от ВВП, равного 800 млрд. ден. ед., расходы государства составили 150 млрд. ден. ед. Определите состояние государственного бюджета.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения может проводиться опрос граждан. Какой характер носят результаты этого опроса: обязательный или рекомендательный?
3. Комплексная социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов. Приведите пример социального института, использующего данный вид информации, и кратко поясните механизм такого использования.
4. Сформулируйте организационно-управленческую задачу для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанную с регулированием социальной сферы в регионе.
5. Какой метод сбора комплексной социальной информации может быть наиболее действенным для получения актуальных результатов? Ответ кратко аргументируйте.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фадеев, В.И. Конституционное право. [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан: М. : Проспект, 2015 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54568 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Государственное и муниципальное управление" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.