МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 156
самостоятельная работа 78
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 16 22 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 60 60 60 60 156 156
Сам. работа 9 9 12 12 57 57 78 78
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № .

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение методов, средств и приёмов художественного проектирования, моделирования пространства и объема посредством цвета и тона, формирование композиционной и колористической компетентности, развитие художественно-образного мышления и творческого воображения будущих специалистов в области дизайна.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-2 способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль линии, цвета, формы, композиционного построения в дизайн-проектировании, в том числе проектировнии интерфейсов информационных систем, теоретические и практические принципы гармонизации цвета в композиции; техники и технологии создания композиций различной степени сложности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять средства художественной выразительности в дизайн-проектировании, обосновывать художественный замысел дизайн-проекта на основе опыта графических и живописных работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами развития художественно-образного мышления и творческого воображения средствами живописи, современными методами работы с художественной формой в процессе проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы цветоведения. Техника живописных работ
1.1. Свойства акварели, гуаши. Цветовые растяжки Практические 1 4 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.2. Цветовой круг. Контрастные цветовые пары Практические 1 6 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.3. Цветовые гармонии Практические 1 6 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.4. Этюды осенних листьев на нейтральном фоне Практические 1 4 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.5. Рефлекс в живописи. Этюды белого предмета на фоне цветных драпировок Практические 1 8 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.6. Живопись простых по форме и окраске предметов быта Практические 1 8 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.7. Этюды простых по форме и цвету бытовых предметов. Акварель, гуашь Сам. работа 1 5 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.8. Этюды сложных по форме и цвету предметов на холодном фоне. Акварель, гуашь Сам. работа 1 4 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
1.9. Экзамен 1 27 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
Раздел 2. Учебный натюрморт
2.1. Живопись сложных по форме и окраске предметов быта на нейтральном фоне Практические 2 10 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.2. Натюрморт на сближенные цветовые отношения (из трех-четырех предметов). Техника лессировки Практические 2 10 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.3. Живопись предметов близких по цветовой гамме. Практические 2 10 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.4. Натюрморт на контрастные цветовые отношения (из трех-четырех предметов), объеденённых общей темой с преобладанием холодных оттенков. Техника лессировки Практические 2 12 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.5. Преобразование отдельных предметов быта в усовно-стилизованное изобрадение Сам. работа 2 6 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.6. Этюды сложных по форме и цвету предметов Сам. работа 2 2 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.7. Учебный натюрморт, состоящий из 3-4 предметов быта с драпировками в теплой цветовой гамме Практические 2 18 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.8. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 2 4 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
2.9. Зачет 2 0 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
Раздел 3. Тематический натюрморт
3.1. Тематический натюрморт, с введением в композицию гипсового орнамента. Практические 3 12 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.2. Этюды интерьера комнаты Сам. работа 3 12 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.3. Тематический натюрморт с введением в композицию предметов разной материальности (гипс, стекло, ткань) Практические 3 14 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.4. Преобразование натюрморта в знаковую форму Сам. работа 3 12 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.5. Сюжетно-тематический натюрморт из 4-5 предметов быта различных по материальности, сложной формы. С введением драпировок со складками. Практические 3 14 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.6. Преобразование натюрморта в условно-стилизованное изображение. Гуашь. Сам. работа 3 17 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.7. Преобразование реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 3 16 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.8. Сюжетно- тематический натюрморт в интерьере. Практические 3 20 ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2
3.9. Экзамен 3 27 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово: кемеровский гос. институт культуры, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукина И. К. , Кузьменко Е. Л. Рисунок и живопись: учебное пособие: учебное пособие Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Бесчастнов Н. П. Цветная графика: учебное пособие Гум.издательский центр "Владос", 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович, Лариса Ивановна Живопись. Пленер: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музеи России http:// www.museum.ru/ Музеи России
Э2 Российская государственная библиотека по искусству 4. http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э3 онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах http://artsandculture.google.com/ онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах
Э4 Курс на образовательном портале АлтГУ в Moodle " Живопись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий и вопросы к экзамену.
Зачет проводится в форме академического просмотра, по изученным в рамках освоения дисциплины темам в соответствующем семестре.
Экзамен проводится в виде академического просмотра всех выполненных за семестр практических работ. Все выполненные работы должны быть выполнены на формате А-2 и оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, № группы, название и ФИО преподавателя). Кроме того, студенты дают развернутый ответ на один теоретический вопрос. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит испытания повторно.
Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных работ. Самостоятельные работы представляют собой выполнение набросков, этюдов и зарисовок по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, этюды, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды графических материалов, таких как акварель, гуашь и т.д., и технику работы ими.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество этюдов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.