МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История западной социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зм. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История западной социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Е. А. Попов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Е. А. Попов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с наследием западной социологической мысли, что составляет фундамент профессиональной социологической и общекультурной подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику проведения междисциплинарных исследований в области истории западной социологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные этапы исторического развития западного общества для формирования мировоззренческих позиций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами обобщения историко-социологических аспектов исследования западного общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и особенности развития западной социологии.
1.1. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии на западе. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии на западе. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии на западе. Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Возникновение и основные тенденции западной социологии.
2.1. Особенности становления социологии как самостоятельной науки. Ведущие школы и направления Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Особенности становления социологии как самостоятельной науки. Ведущие школы и направления Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Особенности становления социологии как самостоятельной науки. Ведущие школы и направления Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. Сам. работа 2 16 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. История европейской социологии.
3.1. История французской социологии. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. История французской социологии. Сам. работа 2 7 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. История немецкой социологии. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Английская социология Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Австрийская социология. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Итальянская социология. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основные этапы развития американской социологии.
4.1. Ранняя американская социология. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Развитие американской социологии в 30-80 годы. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Современный этап в развитии американской социологии. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Экзамен 2 9 ОК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Теоретические вопросы:
1. Досоциологические представления об обществе и закономерностях его развития.
2. Теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.
3. О. Конт – основоположник социологии.
4. Социология Г. Спенсера.
5. Социологические представления К. Маркса о капиталистическом обществе. Основы периодизации истории.
6. Понятие «марксистская социология» и его многозначность.
7. Неомарксизм в европейской социологии.
8. Досоциологические социальные исследования в странах Европы.
9. Социальная теория Шарля Луи Монтескье.
10. Ранняя французская социология (А. Кетле, Ле Пле и др.)
11. Социал-дарвинистское направление в социологии. (А. де Габино, Г. Лебон, Т.В. де Лапуж).
12. Э. Дюркгейм и его социологическая школа.
13. М. Вебер «Протестанская этика и дух капитализма».
14. Раймон Арон «Этапы развития социологической мысли».
15. Современная французская социология.
16. Общесоциологическая концепция Р. Арона.
17. Формальная школа в социологии (Г. Зиммель).
18. Историко-социологические взгляды Баденской школы неокантианства.
19. Ранняя немецкая социология.
20. «Понимающая» социология М. Вебера.
21. Социологические взгляды Р. Дарендорфа.
22. Социологические взгляды В. Зомбарта.
23. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер,Т. Адорно, Г. Маркузе и др.)
24. Современная немецкая социология.
25. Английская социология на рубеже XIX-XX веков (Ч. Бут, Бокль, А. Смит)
26. Позитивизм Дж. Стюарта Милля.
27. Итальянская социология. Социологические взгляды В. Парето.
28. Феноменологическая социология А. Шюца.
29. Феноменологическая социология П. Бергера и Т. Лукмана.
30. Австрийская социология.
31. З. Фрейд. Психоанализ и его социологизация.
32. Неофрейдизм и фрейдомарксизм (К. Хорни, Р. Райх , Э. Фромм и др.)
33. Ранняя американская социология.
34. Основные направления американской социологии.
35. Чикагская социологическая школа.
36. Бихевиоризм и необихевиоризм в американской социологии (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.)
37. Психологическое направление в социологии.
38. Интегральная социология П. Сорокина.
39. Неопозитивизм в западной социологии.
40. Развитие американской социологии с 30 по 80 гг. XX века.
41. Технологические концепции общественного развития (Ростоу, Гелбрейт, Белл).
42. Символический интеракционизм в американской социологии (И. Гофман, Дж. Мид и др.)
43. Теория функционализма Ф. Мертона.
44. Структурный функционализм Т. Парсонса.
45. Морено. Социометрический анализ малых групп.
46. Этнометодология в американской социологии (Г. Гарфинкель).
47. Западная социология на рубеже XXI века.
48. Психоаналитическая ориентация в американской социологии.
Практические задания на экзамене:
1. Опишите любую ситуацию взаимодействия какого-либо социального феномена с индивидом с точки зрения феноменологической социологии.
2. Сформулируйте принцип альтернативной теории социологии.
3. Назовите преимущество и недостаток взаимодействия западной социологии и социальной философии в изучении социальных феноменов.
4. Проанализируйте любой из социальных феноменов с позиций неклассической и постнеклассической социологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
вопросы для эссе:
1. Основные вехи становления социологии.
2. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Сравнительный анализ.
3. Проблема разграничения предмета социальной философии и социологии.
4. Законы эволюции Г. Спенсера.
5. Методология позитивистской социологии: возможности и ограниченность.
6. Методологическое значение работы Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» для развития социологии.
7. Социологическое объяснение причин самоубийства Э. Дюркгейма.
8. Предмет и метод социологии Э. Дюркгейма.
9. Концепция круговорота элит. Возможность применения для анализа политических процессов в России.
10. Концепция социального действия М. Вебера и Т. Парсонса: общее и отличия.
11. Методологическое значение марксистского понятия «общественно-экономическая формация» для анализа общественных явлений.
12. Ренессанс Маркса в американской социологии.
13. Понимающая социология: различные версии.
14. Постпозитивизм в социологии: формы и разновидности.
15. Основные проблемы западной социологии на рубеже XXI в.
16. Социологическая теория П.А. Сорокина, российский и американский период.
17. Проблематика ранней американской социологии.
18. Конфликтологическая концепция в социологии Европы и Америки.
19. Проблемы социализации в ранней американской социологии.
20. Неофункционализм сегодня: методологическое значение.
21. Социал-дарвинистская трактовка жизненных сил индивидов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/E163D501-10D4-424E-9EF9-300100A0269D
Л1.2 Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мельников, М. В. История социологии. Классический период : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Воронцов, А. В. История социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э2 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э3 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.