МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зв. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зм. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История и теория религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить с условиями возникновения и особенностями развития религиозной мысли, сформировать представления о специфике формирования и развития различных религиозных систем в различные культурно-исторические эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику проведения междисциплинарных исследований в области социологии религии и истории и теории религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.проанализировать функционирование религии в обществе на основе изучения конкретных проблемных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами применения современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий в социокультурных исследованиях религиозной проблематики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как общественно-исторический феномен
1.1. Религия как общественно-исторический феномен Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Религия как общественно-исторический феномен Сам. работа 2 24 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Первобытные формы религиозных верований. Политеистические религии Древнего Мира Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Первобытные формы религиозных верований. Политеистические религии Древнего Мира Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Первобытные формы религиозных верований. Политеистические религии Древнего Мира Сам. работа 2 24 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Иудаизм: история и современность. Буддизм. Ислам Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Иудаизм: история и современность. Буддизм. Ислам Сам. работа 2 25 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Христианство: католичество и протестантизм. Православие Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Христианство: католичество и протестантизм. Православие Сам. работа 2 25 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Современные нетрадиционные культы Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Современные нетрадиционные культы Сам. работа 2 25 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Экзамен 2 9 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. История религии в системе религиоведческого знания.
2. Предмет и методы исследования истории религии.
3. Элементы, структура, функции религии. Роль религии в обществе.
4. Формы верований в первобытном обществе. Мифологическое сознание и роль мифов в жизни человека и общества.
5. Анимизм как особенность естественной религии. Понятие о духах. Разновидности духов.
6. Фетишизм: определение, виды, значение. Тотемизм. Племенные тотемы, их роль.
7. Многообразие родоплеменных культов и их значение в жизни человека и общества.
8. Шаманство и магия: прикладные формы религии.
9. Понятие национально-государственной религии. Трансформация древнего брахманизма в индуизм. Учение, культы, обряды в индуизме.
10. Возникновение и особенности джайнизма и сикхизма.
11. Конфуцианство и даосизм в Китае.
12. Боги, культы и обряды традиционной японской религии – синто.
13. Закономерности возникновения и развитие политеизма. Божественный пантеон Древнего Египта. Культ и мораль. Загробная жизнь.
14. Высшие боги вавилонского пантеона (Мардук и др.). Места культа в Ассирии. Ассирийский пантеон. Сотворение мира и потоп.
15. Ведийская и брахманская религия в Древней Индии. Авторитет Вед. Нравственность, образ мыслей в Упанишадах.
16. Древняя культура греков и древние божества, зооморфизм. Антропоморфный пантеон богов.
17. Литературно-философские источники и божества древних римлян. Антропоморфные и социоморфные божества. Жречество. Реформы Божественного Августа.
18. Верования древнееврейских кочевых племен. Возникновение монотеизма после образования древнееврейского государства
19. Вероучение и культ в иудаизме: семь основных элементов. Пять основных столпов веры по иудаизму.
20. Структура и содержание Танах (Священного Писания): Тора, Пророки, Писание. Комментарии к Торе.
21. Израильско-Иудейское царство и государственная религия иудаизм. Иудейский храм и синагога.
22. Иудейские общины. Иудаизм и Британское колониальное управление в Палестине. Организация государства Израиль.
23. Иудаизм в современной России и в мире.
24. Каббала как одно из направлений иудаизма. Философия каббалы. Причины ее распространения.
25. Предпосылки возникновения буддизма.
26. Жизнь и деятельность Гаутамы-Будды Ядро учения буддизма.
27. Обрядовая практика. Церковь: духовенство, монастыри, община мирян, храмы.
28. Направления буддизма – хинаяна и махаяна. Ламаизм.
29. Социально-политические ориентации буддийских организаций в современных условиях.
30. Зарождение ислама. Личность и проповеди Мухаммада.
31. Священные книги: Коран и Сунна. Структура и содержание.
32. Ритуалы и праздники в исламе.
33. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм и хариджизм. Идеи суфизма.
34. Ислам в современном мире и в России.
35. Предпосылки и истоки зарождения христианства. Священное Писание и Священное Предание – основы христианского вероучения.
36. Разделение церквей на западное и восточное христианство. Догматические нововведения западной церкви.
37. Обрядовая специфика католицизма. Современное устройство и состояние католической церкви.
38. Истоки возникновения протестантизма. Основные протестантские церкви и деноминации: специфика богослужений.
39. Догматы православия. Православные обряды и таинства. Православные праздники.
40. История христианства на Руси. Реформы Никона, их влияние на православие.
41. Старообрядчество и духовные христиане – направления православия.
42. Устройство православного храма.
43. Таинства православной церкви: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брака, священства.
44. Основы христианской нравственности: заповеди православия.
45. Причины возникновения и формирования современных нетрадиционных культов.
46. Классификация и особенности новых религиозных движений.
47. Религиозная секта: обращение, членство, воздействие на индивидуума.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте функции религии на основе данного текста:
Религиозное осмысление мира имело своими корнями и недостаточные знания людей об окружающем их мире, и страх перед непонятными явлениями. Но причины появления и живучести религии не только в этом. Существуют глубокие психологические и общественные предпосылки возникновения религии и религиозной деятельности, во многом свидетельствующие об их достоинствах. Так, принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов сближали людей, сплачивали их в одно целое, в один народ, в один этнос. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Это сплочение усиливалось в результате превращения той или иной религиозной деятельности в традицию, т. е. устойчивое, постоянное повторение тех или иных действий, направленных на достижение тех или иных целей. А роль традиций в жизни общества очень велика. Церковь проповедует моральные (нравственные) заповеди, прочно укоренившиеся в народном сознании, в том числе и на бытовом уровне, дает образцы жизнедеятельности через описание жизни святых и призывает следовать их примеру, осуждает грехи (дурные поступки) с точки зрения моральных заповедей, т. е. является значительной нравственной силой. Религия и религиозная деятельность играли большую социальнопсихологическую роль: собираясь для проведения религиозных обрядов, люди общались между собой, нередко это общение сопровождалось совместной трапезой, священники выслушивали рассказ человека о допущенных им грехах (исповедь), отпускали эти грехи, т. е. от имени Бога прощали людей, накладывали на них покаяние за сделанное, облегчали их психологическое состояние.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера; 2) догматы; 3) заповеди; 4) религия; 5) обряды; 6) паства; 7) храмы.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. (А) Самой ранней из мировых религий является буддизм. (Б) Она возникла в древней Индии в V веке до н.э. (В) Буддизм - религия, которая не основывается на идее теоцентризма и признания существования Бога-творца. (Г) Это религия всеобщности связи между предметами, явлениями мира, религия причины и следствия. (Д) Скорее всего, буддизм можно рассмотреть не столько как религию, сколько как религиозно-философскую систему. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических суждений.
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в _________________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ____________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _____________________(В), _____________________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ____________________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ______________________ (Е), признающие множество богов». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) монотеизм 2) политеизм 3) древность 4) ислам 5) культ 6) буддизм 7) индуизм 8) суеверие 9) конфуцианство
5. Приведите не менее 3 критериев религиозности, которые могут войти в инструментарий социологического исследования религии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы для эссе:
1. Различные мировоззренческие подходы к вопросу происхождения религии, ее роли в жизни человека и общества.
2. Религиозные картины мира.
3. Этика и религиозность.
4. Проблемы взаимодействия современной теологии и экологии.
5. Религиозные представления о происхождении и эволюции Земли.
6. Представления о происхождении Вселенной современных теологов.
7. Представления теологии о происхождении и развитии жизни.
8. Современные теологические концепции сущности жизни.
9. Теологические концепции сущности и развития человечества.
10. Религия и общество.
11. Социальные, гносеологические, психологические корни религии.
12. Проблема происхождения человека и общества в различных религиозных традициях.
13. Религиозная вера и наука: проблема взаимодействия.
14. Анимистическая теория религии Э.Б. Тайлора (по книге Э.Б. Тайлора «Первобытная культура»).
15. Магия как ранняя форма религии (по книге Дж. Фрейзера «Золотая ветвь» и работе Б. Малиновского «магия, наука и религия»).
16. Женский культ в истории религий мира.
17. Проблема смерти в различных религиозных традициях.
18. Проблема взаимодействия политеизма и монотеизма в истории религий мира.
19. Ранние формы верований и современные религии: общие черты и различия.
20. Проблема традиционности и обновления в различных религиях.
21. Личность и общество в индуизме.
22. Кришнаизм как направление вишнуизма: история и современность.
23. Религия бахаи: вероучение, культ и организация.
24. Митраизм как религия и его влияние на христианство.
25. Манихейство и его влияние на неортодоксальные религиозные учения.
26. Конфуцианство: религия или философия.
27. Натурализм, диалектика и мистика в даосизме.
28. Культ и практика даосизма: история и современность.
29. Взаимодействие конфуцианства, даосизма и буддизма в истории Китая.
30. Синтоизм как синтез буддизма и традиционных политеистических верований Японии.
31. Буддизм и джайнизм: сравнительный анализ.
32. Этика буддизма.
33. Далай-Лама XIV как религиозный деятель.
34. Особенности буддизма в России: история и современность.
35. Дзен (чань) как направление буддизма.
36. Взгляд современной науки на библейскую историю евреев.
37. история развития иудаизма в свете взаимодействия с другими религиями.
38. Религиозные корни арабо-израильского противостояния.
39. Ветхозаветный иудаизм и христианство. Проблемы взаимодействия.
40. Библия и современная наука.
41. Иудаизм в России: история и современность.
42. Филон Александрийский и его значение в истории христианства.
43. Конфликт античного язычества с христианством.
44. Особенности развития христианства в I-III вв.
45. Становление вероучения, культа и организации христианства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Что надо знать о мировых религиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 www.biblio-online.ru/book/E37D41B8-EC7F-43B1-8616-A7BCBC8C711C
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.