МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
История культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития русской культуры, ее национальном своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.доминирующие теории и основные этапы развития истории культуры как науки, способствующие самостоятельному формулированию цели, постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решению их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о доминирующих теориях и основных этапах развития истории культуры как науки, способствующие самостоятельному формулированию цели, постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решению их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний о доминирующих теориях и основных этапах развития истории культуры как науки, способствующих самостоятельному формулированию цели, постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решению их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "История культуры"
1.1. Пространство мировой художественной культуры Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Пространство мировой художественной культуры Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Художественная культура первобытности Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Художественная культура древневосточных цивилизаций Практические 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Художественная культура древневосточных цивилизаций Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Художественная культура античного мира Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Художественная культура средних веков Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Художественная культура средних веков Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Художественная культура эпохи Возрождения Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Художественная культура Нового времени Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Современная художественная культура Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Зачет 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Мировая культура и национальные культуры.
2. Мировая художественная культура и история искусств.
3. Происхождение и развитие первобытных искусств.
4. Особенности художественной культуры древневосточных цивилизаций.
5. Художественная культура Древней Греции.
6. Пространство художественной культуры Древнего Рима.
7. Культурные традиции средних веков.
8. Художественная культура Византии.
9. Городская художественная культура средневековья.
10. Демократизация и гуманизация искусства в эпоху Возрождения.
11. Принципы ars antiqua и ars nova в художественной культуре эпохи Возрождения.
12. Особенности европейской художественной культуры эпохи Просвещения.
13. Русская культура ХVIII века.
14. Национальная самобытность художественной культуры ХIХ в.
15. Ценности европейской культуры ХIХ в.
16. «Золотой век» русской культуры.
17. «Серебряный век» русской культуры.
18. Основные тенденции развития культуры в ХХ в.
19. Основные тенденции развития культуры начала ХХI в.

20. Массовая культура ХХ в.
21. Элитарная культура XX в.
22. Основные направления массовой культуры начала XXI в.
23. Влияние распада СССР на русскую культуру.
24. Модернизм в культуре.
25. Постмодернизм в культуре.
26. Углубление эстетических экспериментов в художественной культуре ХХI века.
27. Роль мирового культурно-исторического контекста в формировании русской культуры.
28. Жизненные силы русской культуры.
29. Диалог мировых культур.
30. Рационализм и рефлексия в мировой художественной культуре.
31. Центральные концепции взаимодействия человека и мировой культуры.
32. Стилистические формы мировой культуры.
33. Философские истоки мировой художественной культуры.
34. Художественное своеобразие культуры Сибири и Алтайского края.
Практические задания
Задание 1
Установите соответствие между авторами и названиями их произведений.

А — В. Д. Дудинцев
Б — Б. Л. Пастернак
В — Э. И. Неизвестный
Г — А. Т. Твардовский 1 — памятник Н. С. Хрущеву
2 — поэма «За далью — даль»
3 — роман «Не хлебом единым»
4 — роман «Доктор Живаго»

Задание 2
Терминологическая «зарядка».
Определи термин по его описанию:
Завершающий этап в развитии древнегреческой культуры – …
Плита, заполняющая пустоты между триглифами в древнегреческом храме – …
Вид верхней одежды из шерстяной ткани, обычно надеваемой поверх хитона - …
Задание 3
Какие из этих терминов принадлежат к искусству романтизма:
Разум, мечта, видение, идеальные представления, броскость, цинизм, переживания человека, рационализм, фантазия, идеализация Античности, пышность, экзотика дальних стран, строгость, чёткость, внутренняя раздвоенность, отражение души через природу, парадность, идея неограниченной власти государства и церкви, сказки, фольклор.
Задание 4
Заполните пропуски в таблице, составленной на соответствие скульптурного произведения и его автора:
Поликлет
Статуя Афины в Парфеноне. 447-438 гг. до н.э.
Скопас
Венера Милосская
Задание 5
Сравните греческую и римскую скульптуру по следующим вопросам:
• типы произведений скульптуры,
• идеализированное или реалистичное изображение,
• степень внешнего сходства изображения с прототипом,
• умение передавать эмоции и чувства,
• взаимовлияние греческой и римской скульптуры друг на друга.
Сделайте вывод о принадлежности греческой и римской скульптуры к одному или разным типам.
Задание 6
Соотнесите архитектурное сооружение с его стилем:
а) барокко; 1) Таврический дворец;
б) классицизм; 2) Зимний дворец;
в) нарышкинское 3) дом Пашкова П.Е.;
барокко; 4) церковь Покрова в Филях;
5) церковь Ивана Воина на Якиманке;
6) Меншикова башня;
7) здание Сената в Кремле.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя Культурология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.