МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История российской социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История российской социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке УМК по учебной дисциплине в основу положен: ФГОС ВПО по направлению 39.03.01 «Социология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г. № 1328.

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с наследием российской социологической мысли, что составляет фундамент профессиональной социологической и общекультурной подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику проведения междисциплинарных исследований в области истории российской социологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные этапы исторического развития российского общества для формирования мировоззренческих позиций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами обобщения историко-социологических аспектов исследования российского общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и особенности развития российской социологии.
1.1. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии в России. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии в России. Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии в России. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные направления и научные школы российской социологии.
2.1. Натуралистическое направление. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Натуралистическое направление. Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Натуралистическое направление. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Субъективно-этическая социология. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Социология Максима Ковалевского. Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Социология Максима Ковалевского. Сам. работа 2 20 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Неокантианское направление в российской социологии. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Неопозитивизм в российской социологии. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Социология Питирима Сорокина (до 1922 года). Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Социология Питирима Сорокина (до 1922 года). Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Религиозно-философское направление в российской социологии. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Марксистская социология в России. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Неославянофильское направление в российской социологии. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Российская социология после 1917 года.
3.1. Особенности развития социологии в послеоктябрьский период. Сам. работа 2 9 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Современный этап развития социологии. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Экзамен 2 9 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Условия, предпосылки и особенности возникновения российской социологии.
2. Досоциологический этап в развитии отечественной социальной мысли
3. Основные этапы развития российской социологии.
4. Основные направления и школы в российской социологии.
5. Классическая и неклассическая социология в России.
6. Социальные взгляды П.М. Кропоткина.
7. Отличительные особенности и основная проблематика советской национальной социологии 1-ой половины XX века.
8. Натуралистическое направление в российской социологии.
9. Теория этногенеза Л. Гумилева.
10. Л. Мечников о роли географического фактора в истории. Закон «трех фазисов исторического развития».
11. Теоретико-методологические основы российской народнической социологии.
12. Развитие советской социологии в 20-е-30-е годы.
13. Учение М.А. Бакунина о сущности человека и общества, о прогрессе, о религии, государстве и революции.
14. Социологическая концепция П.А. Кропоткина: факторы и закономерности общественного развития, сущность государства, назначение революции, понятие прогресса.
15. Волюнтаристская теория П.Н. Ткачева.
16. Понятие «субъективная социология», «субъективный метод» в социологии.
17. Субъективно-этическая социология П.Л. Лаврова.
18. Социологические воззрения Н.К. Михайловского: обоснование субъективного метода.
19. Позитивизм и неопозитивизм в российской социологии.
20. Позитивистская социология М. Ковалевского.
21. Социология неопозитивизма П.А. Сорокина.
22. Неопозитивизм К.М. Тахтарева и А.С. Звоницкой.
23. Социальные взгляды В.И. Ульянова-Ленина.
24. Легальный марксизм в России.
25. Марксистская социология в советский и постсоветский периоды.
26. Социологические идеи Г.В. Плеханова.
27. Общая характеристика российского социологического неокантианства.
28. Неокантианская социология Л.И. Петражицкого.
29. Н.И. Кареев «Марксистская социология».
30. Славянофильская и неославянофильская социология в России: персоналии, концептуальные отличия.
31. Понятие «культурно-исторического типа» в социологии Н.Я. Данилевского.
32. Понятие «жизненные силы» культуры. Законы культурного развития и межкультурного взаимодействия в социологии Н.Я. Данилевского.
33. Социология К. Леонтьева: «формула» прогресса, циклизм в жизни культур. Губительность последствий либерально-эгалитарного процесса.
34. Социальная теория Н. Бердяева и Н. Федорова.
35. Социологические идеи о принципах социальной организации В.С. Соловьева.
36. Е.Н. Трубецкой об основных началах общественного устроения и развития.
37. Анализ роли духовного фактора в историческом процессе И.А. Ильиным.
38. С.Л. Франк: культурвиталистский анализ русской революции, сущности и социальной роли русской интеллигенции.
39. С. Булгаков о специфике и уровнях социальной науки. Социология и христианство.
40. П. Новгородцев о социальной роли христианско-православных принципов, чертах русской нации, патриотизме и культурном национализме.
41. Характеристика русской культуры Г.Ф. Федотовым.
42. Евразийская социология первой половины XX века.
43. Характеристика евразийства как идейного течения.
44. Тенденции и перспективы развития социологического знания в России в 21 веке.
45. Контуры русской национальной социологии в России начала XXI века.
46. Работа К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство».
47. Работа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
48. Сборник «Вехи»: анализ особенностей русской интеллигенции.
Типовые практические задания:
1. Выделите периоды институционализации российской социологии.
2. Объясните, как участие в народническом движении повлияло на становление социологических взглядов П. Лаврова и Н. Михайловского.
3. Наиболее типичным примером исследований шестидесятников является труд «Человек и его работа» (М., 1967). В книге впервые эмпирически зафиксирован уровень удовлетворенности/неудовлетворенности трудом у рабочих в промышленности, характерный для советского общества начала 1960-х гг. При этом в ходе аналитической работы появилось оригинальное обоснование собственно социологического подхода в изучении отношения к труду, а именно, было предложено разделение факторов, гипотетически влияющих на отношение к труду, на общие и специфические. Приведите аргументы в пользу того, что к общим факторам были отнесены все те обстоятельства, которые имели идеологический смысл: например общественная собственность на средства производства, а специфическими факторами были названы факторы, связанные с реальным разделением труда в сфере промышленного производства или организации зарплаты.
4. Как известно, возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Сопоставьте ключевые позиции данных направлений.
5. Дайте краткую характеристику первого этапа развития социологической мысли в России: с середины XIX века до 1918 года XX века.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/E163D501-10D4-424E-9EF9-300100A0269D
Л1.2 Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э2 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э3 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.