МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-235-2019
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 417
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 1, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 19,5 17 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 18 18 12 12 18 18 60 60
Сам. работа 60 60 126 126 60 60 171 171 417 417
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 72 72 216 216 504 504

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Гречнева Н.В.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Рисунок» является формирование средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способность применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ПК-4 Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы исследования, понятие «художественный проект»;
основные эстетические категории художественного проекта, основые законы композиции худножественного проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.реферировать современную научную литературу по специальности, анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности создания художественного проекта, рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности (натюрморт,интерьер, пейзаж;рисовать животных и птиц, передавая их характеристику и повадки; рисовать человека с передачей портретной характеристики; изображать человека в различных ракурсах и движениях в заданной среде;выполнять рисунки различной продолжительности; правильно и выразительно компоновать изображения;передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов; графическими средствами проводить декоративную стилизацию реалистических изображений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами художественного проектирования,основными методами и приемами графического изображения, навыками ведения длительной работы над художественным проектом,
различными графическими техниками создания художественного проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Рисование плоскостных предметов с применением воздушной и линейной перспективы Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Рисование мелких предметов (кнопки, скрепки, ключи и т.д.) с правильным расположением на плоскости листа Сам. работа 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Зарисовки интерьера комнаты Сам. работа 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Зарисовки мягкими материалами (соус, сангина) Сам. работа 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Рисование предметов быта, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (молоток, кастрюля и т.д.) Сам. работа 1 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Зачет 1 0 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновын отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона Практические 2 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т.д.) Сам. работа 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Рисунок натюрморта состоящего из гипсовых тел. Практические 2 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Зарисовки предметов быта сложной формы с тоновой проработкой (мясорубка, чайник и т.д.) Сам. работа 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Рисунок гипсового орнамента. Светотеневая моделировка объема. Практические 2 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Зарисовки орнаментальных элементов несложной формы с лёгкой тоновой проработкой (архитектурные элементы: домовая, прорезная резьба, часть окна, карниз и т.д.). Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 2 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Зарисовки натюрмортов с разнохарактерными предметам по форме и фактуре Сам. работа 1 12 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Зарисовки несложных натюрмортов из 2 – 3 предметов с тоновой проработкой Сам. работа 2 12 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов Сам. работа 2 12 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой Сам. работа 2 12 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Сюжетно-тематический натюрморт "Чаепитие" Сам. работа 2 18 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Зарисовки предметов быта разных по форме и материальности (стеклянный кувшин и т.д.) Сам. работа 2 12 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Тематический натюрморт с элементами интерьера Сам. работа 2 20 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Зарисовки предметов быта разных по форме и материальности (плетёная корзина и т.д.) Сам. работа 2 20 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Сложный тематический натюрморт, объеденённый общей темой в конр - ажуре. Сам. работа 2 20 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Рисунок головы человека
4.1. Рисунок черепа в двух ракурсах с лёгкой тоновой проработкой Практические 3 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Наброски и зарисовки головы человека в простом ракурсе Сам. работа 3 10 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Рисунок гипсовых слепков деталей головы классического образа: (нос, рот, глаз, ухо) Практические 3 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Наброски и зарисовки головы человека в сложном ракурсе Сам. работа 3 12 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Конструктивный рисунок гипсовой слепка с головы античной скульптуры в разных ракурсах Практические 3 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Преобразование гипсового слепка античной головы - реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Преобразование портрета – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Зарисовки женской и мужской головы в разных ракурсах Сам. работа 3 14 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Зачет 3 0 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Рисунок фигуры человека
5.1. Зарисовка гипсового слепка стопы и кисти Практические 4 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Рисунок женской головы с задачей образного решения изображения Практические 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Конструктивная зарисовка женской фигуры Практические 4 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Преобразование женской фигуры - реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 4 34 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Преобразование мужской фигуры - реалистического изображения в условно-стилизованную форму Сам. работа 4 34 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Зарисовки мужской фигуры в разных ракурсах Сам. работа 4 22 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Зарисовки женской фигуры в разных ракурсах Сам. работа 4 22 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.8. Конструктивные зарисовок кистей рук Сам. работа 4 22 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.9. Зарисовки стопы Сам. работа 4 15 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.10. Зарисовки фигуры человека в интерьере Сам. работа 4 22 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.11. Экзамен 4 27 ОПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарин Сергей Николаевич Академический рисунок: учебное наглядное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах www.artsandculture.google.com
Э2 Российская государственная библиотека по искусству www.liart.ru
Э3 Музеи России www.museum.ru
Э4 Курс на образовательном портале АлтГУ "Рисунок для ХПК" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Рисунок» осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение двух семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая рисованием фигуры человека. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий.
Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- использование компьютерной техники, интернета и др.