Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Стилизация» является формирование умения создавать на основе реальной действительности новый художественный образ, имеющий повышенную выразительность и декоративность и стоящий над реальными объектами окружающего мира. Задачи: -способствовать развитию творческого мышления; -формировать чувство композиции; -обучить методу творческого поиска; -овладеть методом абстрактного теоретического отвлечения; -научить выполнять эмоционально-выразительную |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-34 | готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных чертах стилизации простоте форм, их обобщённости и символичности, эксцентричности, геометричности, красочности, чувственности; абстрактности. о стилизации как художественном методе при создании цельной, эстетически значимой окружающей среды. законы и выразительные средства стилистической композиции; основные виды и приемы орнаментальных построений; условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, мозаичность цвета .Знать принципы архитектоничности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать натуральный объект в виде художественного символа; знак-образ методом стилизации формы; самостоятельно работать по представлению. создавать на основе стилизации формы раппортную композицию и монокомпозицию как художественное переживание пространства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки художественной трансформации объектов: использования выразительных средств декоративно – прикладного искусства; чувством пропорций, цветовой гармонии, композиционной чуткостью; структурного анализа и стилизации формы на основе ее геометризации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Стилизация в орнаменте | ||||||
1.1. | Понятие стилизации и стиля в композиции. Композиция из геометрических элементов или форм, приближенным к ним. Цветовое решение в гармонии родственно – контрастных цветов. | Лекции | 7 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.2. | Упражнение на организацию композиционного центра | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.3. | Композиция из природных растительных форм (один элемент сложнее, другой – проще | Практические | 7 | 4 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.4. | Упражнение на членение плоскости на части | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
Раздел 2. Декоративная стилизация в натюрморте | ||||||
2.1. | Декоративная комбинаторика геометрических форм | Лекции | 7 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
2.2. | Выполнение серии упражнений на организацию композиции (равновесие, симметрия, динамика, статика) | Практические | 7 | 4 | ПК-34 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Выполнение фронтальной композиции, выполненной в цветовой гармонии | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
2.4. | Выполнить декоративный стилизованный натюрморт. Использование декора в стилизованном натюрморте | Практические | 7 | 10 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
2.5. | Выпонить стилизованный натюрморт с ярко выраженным композиционным центром | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
Раздел 3. Декоративная стилизация растительных форм | ||||||
3.1. | Декоративное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений | Лекции | 7 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
3.2. | Выпонить декоративную стилизацию растительных форм в гармонии контрастно – дополнительных цветов | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
3.3. | Стилизованная зарисовка коры деревьев, мха | Практические | 7 | 6 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
Раздел 4. Декоративная стилизация живых объектов | ||||||
4.1. | Использование утрирования природных форм. Использование различного рода условностей | Лекции | 7 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
4.2. | Выполнить стилизованное изображение фруктов. Декоративное изображение птиц. Выпонить декоративное изображение морских камушек и ракушек | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
Раздел 5. Стилизация в декоративном пейзаже | ||||||
5.1. | Стилизованный пейзаж. Стилизованные панорамные пейзажные мотивы | Практические | 7 | 6 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
5.2. | Выполнить композицию стилизованного пейзажа | Практические | 7 | 6 | ПК-34 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ковешникова Н. А. | Дизайн: история и теория. : Учебное пособие | М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. | books.totalarch.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова Л. В. | Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Усанова, Алла Леонидовна | Основы композиции в дизайне: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557 |
Л3.2 | Смирнова М. А. | Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Методическая литература | Архитектон, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html | |||
Э2 | http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95 | |||
Э3 | http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html | |||
Э4 | http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500 | |||
Э5 | http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучение стилизации сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением декоративных элементов по текущим разделам и темам, и также создание декоративного стилизованного натюрморта и панорамного пейзажа, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты окружающего мира. Умение выделять главное и делать на нем акцент. При обучении стилизации необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции. Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно. |