МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы социологии региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н, профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы социологии региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н, профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н, профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развернутое вывление особенностей и механизмов региональных социально-экономических процессов, выявление доминант и направлений современного развития регионов России, овладение теоретико-методологическими основами и практическими навыками исследований в данной области

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологический инструментарий, используемый в современных исследованиях региона; основные направления теоретических и эмпирических исследований, связанных с региональной проблематикой; наиболее распространенные виды сбора, обработки данных и анализа данных по проблемам региональной жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять сбор, обрабатывать и анализировать различного вида социологическую информацию в отдельных областях региональной жизни; правильно оформлять и представлять результаты соответствующих исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.главными подходами и основными методами целостного анализа и прогноза региональных событий, навыками описания, сравнительного анализа и моделирования современных общественных процессов в регионе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные проблемы социологии региона
1.1. Социология региона как научная и учебная дисциплина Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретико-методологические основания социологии региона Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные элементы региональной системы Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Модель региона России: социологические аспекты построения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Социально-экономическое развитие региона Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Население и административно-территориальное устройство региона Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Особенности политического процесса в регионе Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Социокультурный портрет региона Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Конкурентоспособность регионов Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Региональная экономика и управление Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Состояние и перспективы развития и жизнеобеспечения Алтайского региона Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Алтайский регион: специфика экономического положения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Динамика и специфика развития социальнополитических процессов в Алтайском регионе Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Состояние прав и свобод личности и перспективы становления и развития гражданского общества в регионе 8 Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.15. Население и административно-территориальное устройство региона Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.16. Мониторинг состояния и развития региона Лекции 3 6 Л1.1, Л2.1
1.17. Мониторинг состояния и развития региона Практические 3 4
1.18. Проблемы инновационного развития регионов Практические 3 6 Л1.1, Л2.1
1.19. Имидж региона: опыт исследования и формирования Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная политика: учебник "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.