МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы социологии управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы социологии управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-раскрыть проблемы социологии управления как развивающейся отрасли научного знания, представить социологические теории и концепции управления;
-познакомить студентов с социологическими методами анализа проблем управления;
-показать специфику социальных отношений в процессе управления;
-дать навыки социологического анализа управленческих процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия социологии управления; содержание теорий и кон-цепций, относящихся к социологии управления; специфику изучения структуры организаций и управления, внешней среды, мотивации, культуры и инноваций в социологии управле-нии; роль социологии управления в оптимизации государственного и муниципального управления;
представления о норме и о трудностях развития человека на каждом этапе развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы социологии управления для анализа управленче-ских ситуаций; разработать структуру управления, исходя из наличных фак-торов; осознанно применять ту или иную модель при принятии решений; анализировать мотивацию работников; определять факторы модернизации ор-ганизации на основе анализа;
методологически грамотно выделять проблему изучения особенностей социологии управления, применять эти знания в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами социологии управления для анализа управ-ленческих ситуаций, навыками анализа и решения профессиональной задачи с учетом особенностей потенциальной аудитории;
навыками моделировать и решать на модельном уровне профессиональные задачи различных типов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология управления как отрасль научного знания
1.1. Социология управления как отрасль научного знания Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Возникновение и основные этапы развития социологии управления Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Возникновение и основные этапы развития социологии управления Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Управление как предмет социологического анализа
2.1. Управление как предмет социологического анализа Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Управление как предмет социологического анализа Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Управление как предмет социологического анализа Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Социологический анализ моделей управления Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Социологический анализ моделей управления Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основы социологической теории управления
3.1. Основы социологической теории управления Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Внешняя социальная среда управления Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Внешняя социальная среда управления Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Социальные институты управления и социальные организации Лекции 1 2
3.5. Социальные институты управления и социальные организации Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Социальные институты управления и социальные организации Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении Лекции 1 2
3.8. Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Социология бюрократии Лекции 1 2
3.11. Социология бюрократии Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Социология бюрократии Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Социологические аспекты культуры и этики управления Лекции 1 2
3.14. Социологические аспекты культуры и этики управления Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Социологические аспекты культуры и этики управления Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Управление и манипулирование Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Управление и манипулирование Сам. работа 1 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ким С.А. Теория управления : учебник из университетской библиотеки "online" М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453271
Л2.2 Коробко В.И. Теория управления : учебное пособие из университетской библиотеки "online" М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации преподавателю
При изучении дисциплины преподавателю рекомендуется:
1. лекционные часы использовать для обеспечения понимания студентами изучаемого материала;
2. часы практических занятий направлять на обеспечение усвоения студентами изучаемого материала и на формирование у студентов практических знаний и умений;
3. следует обратить внимание на овладение студентами тезауруса курса дисциплины.
4. постоянно знакомить студентов с новинками литературы, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.
5. формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации).
6. особое внимание на практических занятиях обращать на формирование у студентов умения работать с текстами, анализировать их, сравнивать различные теории и концепции, делать самостоятельные выводы.
7. на практических занятиях обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, доказательность и аргументацию при ведении научной дискуссии.
8. при изучении курса дисциплины использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.
9. при организации текущего, промежуточного и итогового контроля применять индивидуально-ориентированный план и учебное тестирование.
10. студентам, досрочно и успешно выполнившим индивидуально – ориентированный план по учебной дисциплине, предоставлять возможность получения итоговой оценки автоматически.
Методические указания студентам
При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4. вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса;
5. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса.